Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Хамидуллина Л.М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО

Хамидуллина Лейсан Максутовна
учитель начальных классов и немецкого языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани

Библиографическое описание: Хамидуллина Л.М. Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.

Изучение иностранных языков имеет огромное значение для интеллекта человека. Иностранный язык – это не только дополнительное средство коммуникации. Изучение нового языка стимулирует развитие памяти, расширяет кругозор. Второй иностранный язык сегодня – это необходимость.

На сегодняшний день важность знания немецкого языка не вызывает никаких вопросов. Это один из лидирующих языков в международном бизнесе и политике, культуре и в сфере развлечений.

Второй язык: легче или сложнее?

При изучении первого иностранного языка трудности возникают всегда. А вот при изучении второго иностранного некоторые проблемы можно избежать, поэтому многим кажется, что второй язык учить, гораздо проще. Для того чтобы было проще адаптироваться к новому языку, предыдущий иностранный должен быть уже изучен на каком-либо уровне и закреплен в сознании. Самая популярная схема на сегодня – изучение одного языка, и затем изучение второго иностранного из той же языковой группы с опорой на первый выученный.

В нашей школе немецкий язык, как второй иностранный, изучают с 5 класса. Обучение проходит по УМК «Горизонты» (Просвещение). УМК отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком. Учебник для 5-8 классов состоит из семи глав, семи страноведческих блоков, «Маленькой перемены» и «Большой перемены», а также немецко-русского словаря.

Особое внимание уделено страноведению. В зелёных рамках «О стране и людях» содержится информация о Германии, Австрии и Швейцарии, а после каждой главы находится блок, посвященный России.

К учебникам 5-8 классов существуют также рабочая тетрадь и контрольные задания по каждому разделу учебника. Лексика, которую учащиеся должны усвоить в каждой теме, перенесена в рабочую тетрадь.

Учебник интересен тем, что в блоках большая и маленькая перемена есть игры, которые помогают учащимся проверить свои знания и оценить насколько хорошо они усвоили тему.

Издательство «Просвещение» предлагает электронную форму учебника. Процесс обучения становится интересным за счет интерактивности. Информация в электронном учебнике представлена в самых разных формах: текст, картинки, аудио. Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников я осуществляю контроль знаний - компьютерное тестирование.

Самое важное в изучении любого иностранного языка – это лексика и грамматика. Без определенного запаса слов невозможно ни понять написанное, ни выразить свою мысль или желание. Предлагаю учащимся учить слова письменно. То есть, писать изучаемое слово несколько раз проговаривая его по буквам и проговаривая вслух его перевод. Таким образом, работают все виды памяти: моторная, слуховая, зрительная. Важно также как можно скорее повторить только что изученное. В 5-6 классах для ребят интересны такие задания как игра в «Съедобное - несъедобное», «Падающие слова» (пока падает по-русски написанное слово или картинка, нужно назвать его по-немецки.

При обучение монологической речи целесообразно использование ИКТ и игр типа «Снежный ком», то есть многократного проговаривания целых предложений.

Для обучения аудированию можно использовать не только аудио, но и видео материалы. Для его обучения можно использовать песни и видео материалы.

В своей работе начала использовать Google Forms. Это облегчает проведение опроса учащихся. Я заранее готовлю тесты или проверочные задания и ученикам отправляю ссылки.

Как создать тест или опрос?

Шаг 1. Создайте опрос или тест

Перейдите на страницу forms.google.com.

Выберите шаблон "Чистый" или "Пустой тест" .

Откроется форма нового опроса или теста.

Шаг 2. Отредактируйте и отформатируйте опрос или тест

Вы можете добавлять в формы текст, изображения и видеозаписи, а также редактировать и форматировать их.

Шаг 3. Отправьте форму для заполнения

Когда все будет готово, отправьте форму респондентам и изучайте их ответы.

Проходя по ссылке, ученики выполняют задания, и я получаю их ответы сразу в виде таблицы. Данная форма помогает мне эффективно и быстро провести контроль в онлайн-режиме. Мне не приходится дополнительно обрабатывать полученные ответы, я сразу могу приступать к анализу результатов.

Еще одно из новшеств - это использование на уроке или во внеурочной деятельности сетевого проекта в Google-презентации. Сетевой проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Самой эффективной формой активации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является групповая форма работы. На занятиях дети делятся по командам. У каждого есть свое задание: в ходе проекта в онлайн-режиме создается общая презентация.

Шаг 1. Создайте презентацию.

Вот как это сделать:

Откройте страницу slides.google.com.

Нажмите на значок под заголовком "Создать презентацию" в левом верхнем углу экрана. Откроется новая презентация.

Вы также можете создать презентацию, перейдя по ссылке slides.google. com/create.

Шаг 2. Внесите необходимые изменения.

Вы можете добавлять в презентации текст, изображения и видеозаписи, а также редактировать и форматировать эти данные.

Шаг 3. Пригласите соавторов.

Откройте доступ к файлам и папкам и разрешите другим пользователям просматривать, редактировать или комментировать их.

Мир, который нас окружает, меняется очень быстро. И основной ценностью, основной валютой, основным оружием в нем становится информация. Поэтому основная задача школы – научить ребенка отбирать информацию и использовать ее. Не утонуть в море информации, не заблудиться в паутине интернета, а выбрать нужное и использовать это себе во благо.

Библиографический список

2. А.А. Аверин, Ф.Джин, Л.Роман УМК «Горизонты», Москва «Просвещение», 2011.

3. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам.- СПб.: КАРО, 2005.-352 с.

4. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008. — 128 с. — (Серия «Уроки для педагогов»).

5.Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки//Школьные технологии. – 2006. - №3.

6. Новикова, Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. – 2006. - №2.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

8. Рабочая программа «Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение, 2012.