Библиографическое описание:
Калинкина Н.А. Разработка урока «Главные и второстепенные члены предложения» (3 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
3 класс УМК «Школа России»
Русский язык
Тема
Главные и второстепенные члены предложения
Цели
Способствовать развитию умений определять главные и второстепенные члены предложения, распознавать распространённые и нераспространённые члены предложения.
Основное содержание темы
Актуализация знаний о предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление рассказа на тему «Как звери готовятся к зиме».
Термины и понятия
Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, разбор предложения по членам.
Планируемые результаты
Личностные умения
- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуаций.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
-раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»,
«распространенное предложение», «нераспространенное предложение» и включать эти определения в активный словарь;
- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;
- использовать приобретенные знания для составления связного текста;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;
-соотносить учебные действия с алгоритмом;
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности.
Предметные умения
получат возможность научиться:
- читать и составлять модели предложений;
- обозначать главные и второстепенные члены предложения графически;
- устанавливать с помощью вопросов и оформлять графически связь слов в предложении;
- составлять и записывать связный текст.
Образовательные ресурсы
Межпредметные связи
Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по вопросам, опорным словам.
Окружающий мир
Тема: Сезонные изменения в жизни животных.
Ресурсы
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь №1;
Раздаточный материал
Карточки с учебными заданиями.
Формы работы
индивидуальная, парная.
Технология изучения темы
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
- Мотивировать учащихся к изучению темы
-стимулировать эмоционально- ценностное отношение к возникшей проблеме
Учитель. Группе детей было дано задание -составить рассказ по словам записанным на карточках, о том какие изменения происходят в природе с приходом осени. Вот что получилось:
Похолодало.
Солнце не греет.
Небо затянуто.
Листья облетели.
Птицы улетели.
Ребята, вы узнали, что происходит в природе осенью? Почему?
Личностные умения:
-проявлять интерес к изучению темы;
- желание разрешить создавшуюся проблему
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Главные члены и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Цели:
актуализировать знания детей о главных и второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях;
- учить детей:
- определять главные и второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение;
- определять связь слов в предложении с помощью вопросов;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
-
Задание 1 (З):
Назовите главные признаки предложения. Какова роль второстепенных членов в предложении?
.
Задание 2 (П):
Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Но, вам понятно, что происходит в природе осенью? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3 (У):
Расставьте карточки так, чтобы получились распространенные предложения. Обоснуйте с помощью вопросов.
Задание 4 (П): Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Обоснуйте.
С приходом поздней осени на улице похолодало.
Солнце светит, но уже не греет, как летом.
Небо затянуто тучами. С деревьев облетели листья. Птицы улетели в тёплые края.
Задание 5 (У): Назовите главные члены в каждом из предложений. Обоснуйте.
Задание 6 (П) Что мы сделали для того, чтобы предложения соответствовали теме текста?
Задание 7 (У): учебник, упр.37. Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Взаимопроверка.
Задание 8 (П). Учебник, упр.38. Работа в парах. Рассмотрите
схему «Члены предложения». Сформулируйте вопросы по схеме..
Задание 9 (П). Учебник, упр. 39.Прочитайте и сравните первое и второе предложения. Определите основу предложений.
Задание 10 (У). Письмо распространенного предложения под диктовку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Соотнесите распространённое предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? На время действия? На направление действия?
Задание 11 (П). Распространите предложения второстепенными членами. Назовите, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое, друг друга. Обоснуйте.
Диагностические задания:
Рабочая тетрадь. Упр.27
Познавательные умения:
-распознавать в предложении главные и второстепенные члены;
-устанавливать связь слов в предложении;
распространять предложения второстепенными членами.
Регулятивные:
составлять сообщение по информации, представленной в таблице.
Коммуникативные.
-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения.
- составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения;
-выделять графически основу предложения и связь слов в предложении.
III Конструирование предложений. Разбор предложения по членам
Цели:
Упражнение в конструировании предложений
Задание 1 (П). упражнение 40. Прочитайте слова первой группы. Можно ли считать это предложением? Объясните, почему?
Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными, потом – слова, которые будут их пояснять. Обратите внимание, что в составленном предложении слова не связаны по смыслу. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Какой темой можно объединить все предложения?
Задание 3 (З). Назовите правила работы в паре. (1.Умей выслушать! 2. Не согласен: обоснуй и предложи!
Задание 3.1. (У)
1. Упражнение 42.Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание вы будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены.Выполнение письменного задания. Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.
Познавательные умения:
-используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные:
-принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.;
- Коммуникативные:
Слушают, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Предметные умения:
-разбирать предложения по членам, используя алгоритм;
- устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;
VI Диагностика качества освоения темы
Цель:
- установить степень усвоения темы:
разбирать предложение по членам;
.
Контрольное задание с самопроверкой.
Учебник, упр.46
Регулятивные умения:
- планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе созданного алгоритма;
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-выполнять самопроверку задания;
Предметные умения:
- выполнять разбор предложения по членам;
- находить по моделям предложения в тексте;
- оформлять графически связь слов в предложении.
V Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Учить:
- соотносить результат с поставленной целью;
-адекватно оценивать результат своей деятельности.
Задание на самоанализ.
Закончи предложения.
Мне важно знать роль главных и второстепенных членов в предложении, потому что…
Задание на самооценку.
Подчеркни смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности;
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности
соотнести результат с поставленной целью;
- оценить результат своей деятельности.
Цели темы:
- обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;
научить распространять предложение второстепенными членами;
научить использовать алгоритм разбора предложения по членам;
- разбирать предложения по членам.
Домашнее задание: учебник с. 28, упр 41, рабочая тетрадь, с. 13, упражнение 28.
Заполняется по окончании изучения темы
Калинкина Н.А. Разработка урока «Главные и второстепенные члены предложения» (3 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
3 класс УМК «Школа России»
Русский язык
Тема
Главные и второстепенные члены предложения
Цели
Способствовать развитию умений определять главные и второстепенные члены предложения, распознавать распространённые и нераспространённые члены предложения.
Основное содержание темы
Актуализация знаний о предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление рассказа на тему «Как звери готовятся к зиме».
Термины и понятия
Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, разбор предложения по членам.
Планируемые результаты
Личностные умения
- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуаций.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
-раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»,
«распространенное предложение», «нераспространенное предложение» и включать эти определения в активный словарь;
- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;
- использовать приобретенные знания для составления связного текста;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;
-соотносить учебные действия с алгоритмом;
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности.
Предметные умения
получат возможность научиться:
- читать и составлять модели предложений;
- обозначать главные и второстепенные члены предложения графически;
- устанавливать с помощью вопросов и оформлять графически связь слов в предложении;
- составлять и записывать связный текст.
Образовательные ресурсы
Межпредметные связи
Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по вопросам, опорным словам.
Окружающий мир
Тема: Сезонные изменения в жизни животных.
Ресурсы
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь №1;
Раздаточный материал
Карточки с учебными заданиями.
Формы работы
индивидуальная, парная.
Технология изучения темы
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
- Мотивировать учащихся к изучению темы
-стимулировать эмоционально- ценностное отношение к возникшей проблеме
Учитель. Группе детей было дано задание -составить рассказ по словам записанным на карточках, о том какие изменения происходят в природе с приходом осени. Вот что получилось:
Похолодало.
Солнце не греет.
Небо затянуто.
Листья облетели.
Птицы улетели.
Ребята, вы узнали, что происходит в природе осенью? Почему?
Личностные умения:
-проявлять интерес к изучению темы;
- желание разрешить создавшуюся проблему
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Главные члены и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Цели:
актуализировать знания детей о главных и второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях;
- учить детей:
- определять главные и второстепенные члены предложения и обосновывать свое мнение;
- определять связь слов в предложении с помощью вопросов;
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
-
Задание 1 (З):
Назовите главные признаки предложения. Какова роль второстепенных членов в предложении?
.
Задание 2 (П):
Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Но, вам понятно, что происходит в природе осенью? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3 (У):
Расставьте карточки так, чтобы получились распространенные предложения. Обоснуйте с помощью вопросов.
Задание 4 (П): Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Обоснуйте.
С приходом поздней осени на улице похолодало.
Солнце светит, но уже не греет, как летом.
Небо затянуто тучами. С деревьев облетели листья. Птицы улетели в тёплые края.
Задание 5 (У): Назовите главные члены в каждом из предложений. Обоснуйте.
Задание 6 (П) Что мы сделали для того, чтобы предложения соответствовали теме текста?
Задание 7 (У): учебник, упр.37. Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Взаимопроверка.
Задание 8 (П). Учебник, упр.38. Работа в парах. Рассмотрите
схему «Члены предложения». Сформулируйте вопросы по схеме..
Задание 9 (П). Учебник, упр. 39.Прочитайте и сравните первое и второе предложения. Определите основу предложений.
Задание 10 (У). Письмо распространенного предложения под диктовку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Соотнесите распространённое предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? На время действия? На направление действия?
Задание 11 (П). Распространите предложения второстепенными членами. Назовите, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое, друг друга. Обоснуйте.
Диагностические задания:
Рабочая тетрадь. Упр.27
Познавательные умения:
-распознавать в предложении главные и второстепенные члены;
-устанавливать связь слов в предложении;
распространять предложения второстепенными членами.
Регулятивные:
составлять сообщение по информации, представленной в таблице.
Коммуникативные.
-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения.
- составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения;
-выделять графически основу предложения и связь слов в предложении.
III Конструирование предложений. Разбор предложения по членам
Цели:
Упражнение в конструировании предложений
Задание 1 (П). упражнение 40. Прочитайте слова первой группы. Можно ли считать это предложением? Объясните, почему?
Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными, потом – слова, которые будут их пояснять. Обратите внимание, что в составленном предложении слова не связаны по смыслу. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Какой темой можно объединить все предложения?
Задание 3 (З). Назовите правила работы в паре. (1.Умей выслушать! 2. Не согласен: обоснуй и предложи!
Задание 3.1. (У)
1. Упражнение 42.Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание вы будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены.Выполнение письменного задания. Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное.
Познавательные умения:
-используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные:
-принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.;
- Коммуникативные:
Слушают, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения
Предметные умения:
-разбирать предложения по членам, используя алгоритм;
- устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;
VI Диагностика качества освоения темы
Цель:
- установить степень усвоения темы:
разбирать предложение по членам;
.
Контрольное задание с самопроверкой.
Учебник, упр.46
Регулятивные умения:
- планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе созданного алгоритма;
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-выполнять самопроверку задания;
Предметные умения:
- выполнять разбор предложения по членам;
- находить по моделям предложения в тексте;
- оформлять графически связь слов в предложении.
V Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Учить:
- соотносить результат с поставленной целью;
-адекватно оценивать результат своей деятельности.
Задание на самоанализ.
Закончи предложения.
Мне важно знать роль главных и второстепенных членов в предложении, потому что…
Задание на самооценку.
Подчеркни смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности;
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности
соотнести результат с поставленной целью;
- оценить результат своей деятельности.
Цели темы:
- обобщить и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения;
научить распространять предложение второстепенными членами;
научить использовать алгоритм разбора предложения по членам;
- разбирать предложения по членам.
Домашнее задание: учебник с. 28, упр 41, рабочая тетрадь, с. 13, упражнение 28.
Заполняется по окончании изучения темы