учитель химии и биологии
МАОУ СОШ № 36 г. Тамбов
Экология - наука будущего, и, возможно,
само существование человека
на планете будет зависеть от ее прогресса.
Ф. Дре
Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности и путей решения современной кризисной ситуации.
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики. Развитие личности происходит прежде всего через передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения к поколению через мир культуры и образования. В условиях современного экологического кризиса важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением – гражданами, осознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план. Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения. Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов. Таким образом, работа в данном направлении будет способствовать развитию кругозора школьников, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию подрастающего поколения в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни, а также социализации учащихся, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Следовательно, экологическое образование сегодня занимает приоритетное направление как в государстве в целом, так и непосредственно в образовательном учреждении МАОУ СОШ №36 г. Тамбова.
В нашей школе реализуется социально - образовательный проект «Эковолонтёрство». Одним из методов социализации личности является волонтёрская работа. Участие в волонтёрском движении при его правильной организации является наиболее эффективным средством формирования у людей, особенно молодых, активной жизненной позиции, чувства ответственности, подлинного патриотизма.
На протяжении ряда лет в нашей школе реализуется модель общественно-активная школа. Данная модель способствует созданию эффективной системы непрерывного гражданского образования, основанного на конкретных делах в интересах людей. Школа стремится стать культурным, общественным, ресурсным центром микрорайона. Мы активно взаимодействуем с различными организациями, которые находятся в микрорайоне школы, решаем различные социальные проблемы, развиваем волонтерское движение, участвуем в социальных акциях. Такое взаимодействие позволило нам определить круг экологических проблем нашего микрорайона.
Экологическое образование на современном этапе развития человечества является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Проблема на сегодняшний день такова: либо человечество проведёт глобальную экологическую модернизацию, преобразив окружающую среду и свою жизнь, либо окружающая среда будет уничтожена сегодняшним молодым поколением.
Для нас экология не пустой звук. В течение тринадцати лет школа реализует проект «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении». Нам хорошо известно, что здоровье, качество и продолжительность жизни человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. Следовательно, основной целью для нашей школы на нынешний день является вовлечение учащихся в активную общественную жизнь, через формирование массового волонтёрского (добровольного) природоохранного движения.
Эковолонтёрство позволит навести порядок в микрорайоне школы: благоустроить его путем озеленения улиц и дворовых территорий, ликвидировать несанкционированные свалки, организовать просветительскую работу по грамотной утилизации отходов жизнедеятельности человека и сортировки мусора.
Приоритетной целью проекта является:
· создание необходимых условий для формирования массового волонтерского (добровольного) природоохранного движения, как инструмента становления экологической культуры людей.
Основными задачами являются:
· в сфере обучения – освоение основ знаний об экологии, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", а также современных природоохранных технологиях в сфере ЖКХ;
· в сфере самосознания – обеспечение развития гражданских сознания и инициатив личности через социальные практики, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
· в сфере мотивации – развитие постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации.
Для реализации и работы проекта были созданы рабочие группы и волонтёрские отряды из учащихся и преподавателей школы. Учащиеся школы провели мониторинг и анализ экологической ситуации в микрорайоне школы. Учителями – предметниками разработаны и в настоящее время реализуются отдельные темы, модули, рабочие программы учебных предметов, элективных курсов, программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, лекториев, касающихся вопросов экологии, современных природоохранных технологий в сфере ЖКХ. Так, например, разрабатывается программа элективного курса «Экология города, в котором я живу».
Реализация природоохранной деятельности проводится в рамках мероприятий по энергосбережению, озеленению территории образовательной организации, передаче люминесцентных ламп в соответствующие организации для утилизации, а также бесед по охране окружающей среды, конкурсов буклетов, листовок, плакатов, рисунков.
В рамках проекта была проведена акция по сбору макулатуры «Сохрани дерево». В акции принимали участие учащиеся 1-9 классов школы. Было собрано 3478 кг бумаги, а значит, спасено от вырубки 35 деревьев! На вырученные деньги приобретены контейнеры для сортировки мусора. Учащиеся 8-9 классов, которые являются эковолонтёрами, проводят беседы для учащихся младших классов о бытовом мусоре, его опасности и вреде, и правильной утилизации. В некоторых классах начальной школы уже созданы корзины для сортировки мусора.
В марте в школе традиционно будет проходить научно-исследовательская конференция учащихся, где ребята представят свои проекты по исследованию окружающей среды.
Проект «Эковолонтёрство» только начал реализовываться и впереди ещё много работы: акции, мероприятия, открытые уроки, исследования, которые будут направлены на экологическое воспитание учащихся, на защиту и сохранение окружающей среды.
В результате дальнейшей реализации проекта мы ожидаем следующие результаты:
1. Вовлечение большого числа участников образовательного процесса и жителей микрорайона в активную общественную жизнь.
2. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности и здоровья.
3. Формирование позитивных установок у участников образовательного процесса и жителей микрорайона на различную волонтерскую деятельность.
Основным итогом проекта будет создание необходимых условий для формирования массового волонтёрского (добровольного) природоохранного движения как инструмента становления экологической культуры людей.