Новикова Н.Ф. МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОД «СКОРО В ШКОЛУ» // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Скоро в школу»
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и соответствует ФГОС ДО.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Новизна программы.
Данная программа апробирована и скорректирована. Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:
Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, анаграммы ". Цель технологии способствовать развитию у ребёнка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению.
Цель программы:
- Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
- Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Знакомить с графическим изображением буквы;
- Учить соотносить звук и букву;
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
- Формировать элементарные графические умения;
- Познакомить с изображением буквы;
- Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу);
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- Развивать глазомер, четкой координации руки;
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
- Прививать элементарные гигиенические правила письма;
- Воспитывать усидчивость;
- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления развития мелкой моторики.
Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок).
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
1. Формировать элементарные графические умения.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим.
Способы и формы работы с детьми.
1. Артикуляционная / речевая гимнастика;
2.Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
3.Буква, её образ и графическое написание;
4.Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
5.Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 6.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
7.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
9. Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.
Режим занятий.
Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.
Срок реализации программы- 1 год.
Занятия будут проводятся 4 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 30 мин.
Время проведения занятий определено графиком, который будет представлен так:
День недели
Вид занятий
Время проведения
понедельник
«Скоро в школу»
16.05-16.35
вторник
«Скоро в школу»
16.05-16.35
четверг
«Скоро в школу»
16.05-16.35
пятница
«Скоро в школу»
16.05-16.35
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова;
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно -ориентированное обучение
- Технология проектного обучения
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок научится:
- научтится различать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные –зелёный квадрат;
- научтится записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
- расширять знания и представления детей об окружающем мире;
- научтится проводить фонетический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- научтится читать слова, стихотворения;
- научтится разгадывать ребусы, кроссворды;
- научтится писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребёнка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
- научтится соблюдать логику развития сюжета;
- совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
- научтится давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
- научтится говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.
- формировать умение понимать прочитаное;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- научтится самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.
В каждое занятие включены задания на:
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словарного запаса дошкольников;
- развитие врожденной грамотности;
- умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;
- развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
1. Ребёнок к концу года получит возможность научиться:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко - буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения.
Каждое полугодие обучения планируется проведение открытого занятия для родителей.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь), текущий контроль (через полгода), итоговый контроль (конец обучения)
Формы подведения итогов: Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.
Содержание программы
№
Наименование разделов и тем
Содержание разделов
1.
Вводное занятие.
Теория: 1час
Практика: -
-Знакомство с детьми. Обследование состояние звукопроизношения, фонематического слуха, общей и мелкой моторики рук детей. Пальчиковая гимнастика (несколько упражнений). Артикуляционная гимнастика: знакомство с органами артикуляционного аппарата, «Сказка о Весёлом Язычке». Дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности.
2
Подготовительный
Теория: 1час
Практика: 1час
-Правильная посадка за партой.
-Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки интонационное выделение заданного звука в слове.
-Графическое обозначение слов – прямоугольник (схема).
-Деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
3.
Слово. Предложение.
Теория: 1час
Практика: 5час
- Познакомить с понятием слово.
- Ознакомление с понятием «предложение»; анализ предложения; отличие предложения от набора слов;
-Составление предложений из данных слов; усвоение связи слов в предложении; знакомство со структурой предложения; выделение предложений из текста.
- Предложение состоит из слов; слова состоят из слогов; деление слов на слоги; звуковой анализ слов.
- Понятие «предложение» и его графическое изображение (схема).
- Знакомство с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
4
5
Гласные, звуки и буквы.
Теория: 8час
Практика: 24час
Согласные звуки и буквы
Теория: 14час
Практика: 48час
- Понятие звука и буквы. Знакомство с гласными звуками и буквами.
Знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий).
-Понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
-Определение места звука / буквы в слове
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
-Гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении.
-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадратю
Образование звука, его артикуляция, выделение звука из слова; отличие гласного звука от гласной буквы, ориентирование при чтении на гласный звук.
- Приёмы чтения слогов из двух гласных букв, определение количества звуков в заданных словах.
- Графическое написание гласных букв. Обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
- Понятие согласного звука. Выделение согласного из слова, нахождение общего звука в заданных словах, определение места каждого звука в данном сочетании, определение звука по артикуляции, обозначение его соответствующей буквой.
-Графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.
- Твёрдые и мягкие согласные звуки, их отличия, способы их обозначения при чтении.
- Звонкие и глухие согласные, приёмы отличия.
-Графическое написание согласных букв, запись под диктовку.
-Развитие зрительного восприятия (дописывание части буквы до целого). Доскажи слово (лу – лук).
- Понятие слога. Чтение прямых и обратных слогов. Запись слогов под диктовку.
- Понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» звуковой (фонетический) анализ слова.
- Приёмы выделения звука в начале слова, в середине, в конце.
-Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
-Приёмы постановки ударения, деление слов на слоги, выделение ударного слога.
-Приёмы чтения слов, состоящих из одного слога, из двух слогов.
Й – краткий согласный.
- Двойная функция Ь знака, разделительная функция Ъ знака.
- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова, между двумя согласными.
- Чтение слогов с изученными звуками и буквами.
-Составление и чтение слов из знакомых букв
- Закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Вводное занятие. «Сказка о Весёлом Язычке». Знакомство с пальчиковой гимнастикой (несколько упражнений), с артикуляционной гимнастикой: знакомство с органами артикуляционного аппарата, дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Скоро в школу»
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и соответствует ФГОС ДО.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Новизна программы.
Данная программа апробирована и скорректирована. Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:
Комплекс игровых упражнений по технологии Буракова Н.Б. " Поля слов, анаграммы ". Цель технологии способствовать развитию у ребёнка навыка узнавания, а затем чтению целым словом, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное - вырастить интерес к чтению.
Цель программы:
- Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
- Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв), точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Знакомить с графическим изображением буквы;
- Учить соотносить звук и букву;
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
- Формировать элементарные графические умения;
- Познакомить с изображением буквы;
- Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу);
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- Развивать глазомер, четкой координации руки;
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;
- Прививать элементарные гигиенические правила письма;
- Воспитывать усидчивость;
- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления развития мелкой моторики.
Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок).
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
1. Формировать элементарные графические умения.
Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.).
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребёнка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим.
Способы и формы работы с детьми.
1. Артикуляционная / речевая гимнастика;
2.Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
3.Буква, её образ и графическое написание;
4.Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
5.Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 6.Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
7.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
9. Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.
Режим занятий.
Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.
Срок реализации программы- 1 год.
Занятия будут проводятся 4 раза в неделю, включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста: 30 мин.
Время проведения занятий определено графиком, который будет представлен так:
День недели
Вид занятий
Время проведения
понедельник
«Скоро в школу»
16.05-16.35
вторник
«Скоро в школу»
16.05-16.35
четверг
«Скоро в школу»
16.05-16.35
пятница
«Скоро в школу»
16.05-16.35
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова;
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно -ориентированное обучение
- Технология проектного обучения
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок научится:
- научтится различать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные –зелёный квадрат;
- научтится записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
- расширять знания и представления детей об окружающем мире;
- научтится проводить фонетический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- научтится читать слова, стихотворения;
- научтится разгадывать ребусы, кроссворды;
- научтится писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребёнка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
- научтится соблюдать логику развития сюжета;
- совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
- научтится давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
- научтится говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.
- формировать умение понимать прочитаное;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- научтится самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.
В каждое занятие включены задания на:
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словарного запаса дошкольников;
- развитие врожденной грамотности;
- умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;
- развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
1. Ребёнок к концу года получит возможность научиться:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко - буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения.
Каждое полугодие обучения планируется проведение открытого занятия для родителей.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь), текущий контроль (через полгода), итоговый контроль (конец обучения)
Формы подведения итогов: Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.
Содержание программы
№
Наименование разделов и тем
Содержание разделов
1.
Вводное занятие.
Теория: 1час
Практика: -
-Знакомство с детьми. Обследование состояние звукопроизношения, фонематического слуха, общей и мелкой моторики рук детей. Пальчиковая гимнастика (несколько упражнений). Артикуляционная гимнастика: знакомство с органами артикуляционного аппарата, «Сказка о Весёлом Язычке». Дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности.
2
Подготовительный
Теория: 1час
Практика: 1час
-Правильная посадка за партой.
-Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки интонационное выделение заданного звука в слове.
-Графическое обозначение слов – прямоугольник (схема).
-Деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
3.
Слово. Предложение.
Теория: 1час
Практика: 5час
- Познакомить с понятием слово.
- Ознакомление с понятием «предложение»; анализ предложения; отличие предложения от набора слов;
-Составление предложений из данных слов; усвоение связи слов в предложении; знакомство со структурой предложения; выделение предложений из текста.
- Предложение состоит из слов; слова состоят из слогов; деление слов на слоги; звуковой анализ слов.
- Понятие «предложение» и его графическое изображение (схема).
- Знакомство с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
4
5
Гласные, звуки и буквы.
Теория: 8час
Практика: 24час
Согласные звуки и буквы
Теория: 14час
Практика: 48час
- Понятие звука и буквы. Знакомство с гласными звуками и буквами.
Знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий).
-Понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
-Определение места звука / буквы в слове
гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
-Гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении.
-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
-Графическое изображение твёрдых согласных – синий квадратю
Образование звука, его артикуляция, выделение звука из слова; отличие гласного звука от гласной буквы, ориентирование при чтении на гласный звук.
- Приёмы чтения слогов из двух гласных букв, определение количества звуков в заданных словах.
- Графическое написание гласных букв. Обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
- Понятие согласного звука. Выделение согласного из слова, нахождение общего звука в заданных словах, определение места каждого звука в данном сочетании, определение звука по артикуляции, обозначение его соответствующей буквой.
-Графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат.
- Твёрдые и мягкие согласные звуки, их отличия, способы их обозначения при чтении.
- Звонкие и глухие согласные, приёмы отличия.
-Графическое написание согласных букв, запись под диктовку.
-Развитие зрительного восприятия (дописывание части буквы до целого). Доскажи слово (лу – лук).
- Понятие слога. Чтение прямых и обратных слогов. Запись слогов под диктовку.
- Понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» звуковой (фонетический) анализ слова.
- Приёмы выделения звука в начале слова, в середине, в конце.
-Работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
-Приёмы постановки ударения, деление слов на слоги, выделение ударного слога.
-Приёмы чтения слов, состоящих из одного слога, из двух слогов.
Й – краткий согласный.
- Двойная функция Ь знака, разделительная функция Ъ знака.
- Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова, между двумя согласными.
- Чтение слогов с изученными звуками и буквами.
-Составление и чтение слов из знакомых букв
- Закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
Вводное занятие. «Сказка о Весёлом Язычке». Знакомство с пальчиковой гимнастикой (несколько упражнений), с артикуляционной гимнастикой: знакомство с органами артикуляционного аппарата, дидактические игры. Правила поведения в школе и на занятиях, инструкция по технике безопасности