Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Январь 2022

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мельникова Лариса Владимировна,
воспитатель высшей категории,
Филиала Республиканского СРЦН
«СРЦН в г. Воткинске»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Забота о детях – сиротах является нашей главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни.
Однако, многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к решению социальных проблем.
Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Но, несмотря на это задача воспитателя, прежде всего - воспитание гражданских качеств. Необходимо подготовить ребенка к преодолению трудностей социализации.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповые занятия – беседы, диспутов, игры и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и никому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Когда к нам приходит новый ребенок, в первую очередь на каждого составляется индивидуальная программа развития и жизнеустройства на полугодие, совместно с узкими специалистами учреждения. В соответствии с основными направлениями программы, составляется ежемесячный план работы. Такое планирование позволяет отслеживать динамику эффективности воспитательной работы. Я ставлю перед собой задачу – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
В своей практике я использую следующие приемы работы с детьми:
1.         Изучение личного дела ребенка, для того чтобы узнать, что ему довелось узнать в этой жизни. Чему он подвергался, было ли насилие, жестокость по отношении к нему. Есть ли адекватные взрослые (родственники), которые могут поддержать ребенка, продолжить связь в дальнейшем. Если таковые есть, то знакомлюсь с ними и провожу работу по возможной временной передаче ребенка в семью. (Богдана, Настя, Яна).
2.         Интересуюсь учебой, здоровьем детей, отношениями в школе со сверстниками, отношениями с родственниками, любовными переживаниями, делая это искренне, с действительным интересом.
3.         Когда дети приходят из школы, стараюсь встретить их с радостью, обязательно выслушав все, чем бы они хотели поделиться со мной. В ответ и я делюсь с ними своими новостями. Иногда просто молча выслушиваю, не давая оценку происходящему, выдерживаю так называемую паузу, чтобы ребенок выговорился. Дети ждут от нас поддержки и понимания в любом случае, даже если они не правы.
4.         Никогда не сужаю границу между педагогом и ребенком до минимума. Считаю, что всегда должна быть субординация в отношениях.
5.         Говорю открыто о том, что мне не нравиться в поведении ребенка, но без оскорблений и унижений. Если случилось так, что я допустила в своем поведении грубость или не справедливость, то не считаю унизительным попросить у ребенка за это прощения. Этому же учу и своих воспитанников.
6.         Обязательно хвалю при всех и индивидуально ребят, которые чаще всего бывают нарушителями чего либо, даже за минимальный хороший поступок. Считаю, что это повышает самооценку и приводит к уверенности в своих силах.
7.         Приучаю воспитанников к чистоте тела и речи, при этом делаю это на собственном примере. Говорю «От меня пахнет потом, грязью? Мне тоже бы хотелось, чтобы от тебя пахло чистотой и свежестью. В моей речи присутствуют сорные слова? … Давай и ты попробуешь разговаривать без слов-паразитов. Попробуй все тоже самое рассказать без сорных слов. Получается забавно. Дети с трудом могут сформулировать даже несколько фраз. Без слов «короче», «типа», «вот» и др. слов предложения зачастую не строятся.
8.         Учу своих воспитанников участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживая свои эмоции, проигрывая варианты выхода из конфликта.
9.         Отношусь к воспитанникам как к собственным детям, стараюсь проявлять к ним заботу и интерес.
10.      Осваиваю в своей работе ряд таких воздействий:
-"просьба" (взамен "решения");
-"доверительная беседа" (взамен "допроса");
-"акцент на достоинствах" (взамен "критики");
-"эмпатия" (взамен "ярлыка");
-"проекция результата" (взамен "угрозы");
-"стать на позицию воспитанника" (взамен "нравоучения");
-"возложение полномочий" (взамен "гиперопеки");
-"акцент на результате деятельности" (взамен "акцента на личном успехе").
11.      Примерная тематика индивидуальных бесед:
·          Вежливое общение.
·          Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
·          Манера поведения.
·          Правила детского общежития.
·          Самооценка поступков.
·          Организация совместной деятельности.
·          Общение или одиночество: что лучше?
·          Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
·          Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте
·          Умение разделить переживание с другим человеком.
·          Умей выбирать друзей.
·          Общение подростков и детей младшего возраста.
·          От чего зависит настроение.
·          Учимся справляться с гневом.
·          Ссора.
·          Как справиться с упрямством.
·          Учимся понимать чувства других людей.
·          Учимся доброжелательности.
·          Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
·          Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
·          Поступки добрые и злые.
·          Умеем общаться
·          Вглядись в себя - сравни с другим
·          Помоги понять себя.
В непосредственном взаимодействии с детьми педагог личным поведением служит невольной иллюстрацией человека-примера. Данная иллюстрация предоставляет опыт жизни, увлекает, пленяет, служит опорой для выбора поведения, зеркально отражается в действиях детей, подражающих педагогу. Поэтому на педагогах лежит огромная ответственность за воспитания гармонично-развитой личности.