Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дьяконова Елена Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 177» г. о. Самара

Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Исходя из разделов Программы области «Безопасность» («Ребенок дома», «Ребенок и незнакомые люди», «Ребенок и улица») хотелось бы остановиться более подробно на создание условий в группе для формирования основ безопасности. Всю работу по формированию безопасности жизнедеятельности мы условно разделили на направления: «Правила дорожного движения», «Безопасность в помещении», «Безопасность в природе», «Общение с незнакомыми людьми», «Пожарная безопасность».

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика и её результаты показали, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому мы решили, что необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.

При создании центра безопасности мы руководствовались программой Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая легла в основу, а также успешно применяем пособия по безопасности Т.А. Шорыгиной и пособие О.В. Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов. Они также учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях.

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Путешествие в «Страну транспорта», «Внимание! Огонь!», «Один дома», «Ты на улице»). Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр: «Моя улица», «Водитель-пешеход», «Чтобы не было беды», включает в себя строительные «Подземный пешеходный переход», «Автостоянка» и «СТО». Подвижные игры «Цветные автомобили», «Уроки катания на велосипедах, самокатах». Сюжетно-ролевые «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС - приходит на помощь». Игры-фантазии «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть», «Мне купили новый велосипед».

По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности. Игра даёт ребёнку, по словам известного психолога, философа и педагога А.Н.Леонтьева «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, используются беседы, дискуссии - это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Прямолинейное, декларативное
требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Ведь безопасность это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические - С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы.Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?». Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта), придумывание сказок на разные темы. Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность.

Большое внимание следует уделять психологическому благополучию детей. Дети чрезвычайно впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность детей, нужно учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. В общении выступать как партнер, который взаимодействует на равных, но при этом много знает и умеет.

Используя игровые технологии; интеграцию; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные технологии, я обратила внимание, что повысился интерес воспитанников к данной теме, активность детей в участии мероприятий направленных на формирование представлений в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, активизировалось участие родителей в воспитательном процессе. Неотъемлемой частью в работе стал центр безопасности, который легко трансформируется и является полифункциональным.

Главная задача этого центра - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре, опасности, подстерегающие не только на улице, но и дома.

С каждым годом содержание предметно – пространственно - развивающей среды обновляется и усложняется. Центр безопасности по ПДД легко трансформируется и превращается в центр «Юные пожарные».

Предметно - развивающая среда (уголок безопасности, познавательно-агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, подборка литературы, подборка иллюстрационного материала, информационный уголок для родителей) организован с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционального - психологического климата в группе.

Лучший способ привлечь внимание к уголку – яркие тематические игрушки. Для этого используем пожарные машины, пластмассовые огнетушители, костюмы пожарных. Яркие иллюстрации и игрушки, несомненно, увлекут детей и помогут процессу изучения материала. Хорошим решением станут стихи, подобранные к теме уголка. Неотъемлемой частью уголка безопасности являются тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры. Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания. Список таких материалов огромен и ограничен только воображением педагога.

Также, одной из основных задач является обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку». Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в группе. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.