Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Степанова Анна Викторовна
педагог-психолог
МАДОУ № 29
г. Мончегорск, Мурманская область
Использование игровых технологий в индивидуальной работе с детьми
педагога-психолога ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Дошкольное образование на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Изучив разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство посвящается игре, которая представляет собой деятельность и расцветает в дошкольные период, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала к себе внимание исследователей различных направлений.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, игра определяется как ведущий вид деятельности, формирующийся под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социализации. В процессе игровой деятельности ребенок осваивает способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
В психологической практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес).
Период дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Все это делает особо важным участие педагога - психолога в проведении развивающей профилактической работы с детьми. Без использования игровых технологий невозможна работа психолога в дошкольном учреждении.
В своей деятельности, я использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, развитие произвольности; использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры. Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к сверстникам, к событиям в своей жизни и др. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Любая игра представляет собой некоторую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Через сюжетно-ролевые, подвижные и другие игры формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей к дошкольному учреждению. В этот период активно провожу адаптационные игры с детьми раннего возраста. Первые игровые ситуации всегда фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод” и “Выдувание мыльных пузырей”. Начиная с двух - трех лет основная задача игр - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в нем доброго, всегда готового прийти на помощь человека.
Как доказано в исследованиях Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:
• младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);
• средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация).
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игра – это очень деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Указанные свойства детской игры делают ее в руках педагога-психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятий и т. п.
Кроме того, игровые технологии активно использую в психопрофилактический работе с педагогическим коллективом, организуя тренинговую работу, направленную на сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, профилактику эмоционального выгорания, развитие творческого мышления и креативности.
Главный компонент игровых технологий - непосредственное и систематическое общение участников образовательного процесса.
Игровые технологии:
·          активизируют педагогов;
·          повышают познавательный интерес;
·          вызывают эмоциональный подъем;
·          способствуют развитию творчества;
·          максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры.
Игровые тренинговые занятия проходят очень активно, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных участников. Игровые технологии помогают педагогам раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
Таким образом, использование игровых технологий необходимо применять в работе педагога - психолога в дошкольном учреждении.
Июнь 2021