Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Киндер Н.В. ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Согласно ФГОС НОО (2019г.) у учащихся регулятивные УУД направлены на «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».

Уроки чтения в системе общего начального образования играют важную роль. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию. Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует новизна на уроке или в содержании, в различных видах деятельности учеников, формах и в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – группа.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Они развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

1. Процесс целеполагания – в начальной школе это коллективное действие, каждый ученик – активный деятель. Дети учатся высказывать свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Приёмы, способствующие формированию умений целеполагания:

- проблемная ситуация;

- подводящий диалог;

- группировка;

- исключение;

- работа над понятием.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, важно грамотно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и не бояться придумывать и задавать свои.

2. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

- Прочитать заголовок и подумать, о ком\чем оно;

- Предположить, чем закончится эта история;

- Обсудить готовый план;

- Работа с деформированным планом;

- Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- Составление своего плана.

3. Контроль. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Действие контроля напрямую связано с действием оценки и коррекции. С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».

5. Оценка: «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Здесь эффективно использовать прием создания рабочих групп по принципу «Шторм» - называется любое число и из класса по счету на это число определяются командиры групп – так как число всегда разное и отсчет можно начинать с любого ряда, то и командирами становятся ребята произвольно и редко совпадает выбор. Далее командиры по очереди называют кого они берут к себе в команду и после формирования групп рассаживаются для совместной работы. У командира уже есть свод правил работы в группе, контроля и оценки работы участников. Такой вид работы позволяет ребенку «примерить» на себя позиции всех участников образовательного процесса, оценить достижения и слабые стороны своей подготовки.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.

Библиографический список

1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов- н Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

2. Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа [Текст] / Д.Н. Арановская // Начальная школа, 2005.

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.

4. Гордеева, Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия / Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко // Человек. - 2001. - №6. - с. 35-39.

Сведения об авторе

Киндер Нина Викторовна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Россия, г. Саяногорск.