Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Жаркова В.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ТРУДНОСТИ ПРИНЯТИЯ ПОЗИЦИИ «УЧЕНИКА» ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

Библиографическое описание:
Жаркова В.В. Влияние семейного воспитания на трудности принятия позиции «ученика» первоклассниками // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

На этапе начала обучения в школе одной из актуальных проблем является адаптация первоклассников к школе, к учителю, к классу, к самому процессу обучения. Значимость этого периода в психолого-педагогической литературе неоднократно отмечалась многими исследователями, занимавшимися проблемой адаптации детей к школе. Одним из аспектов проблемы адаптации к школе в современных условиях является постоянно возрастающее число детей, которые не готовы принимать позицию школьника. Они игнорируют школьные правила, проявляют инфантилизм в поведении, нежелание овладевать необходимыми умениями и навыками. Кроме перечисленных проблем у первоклассников, характеризующихся несформированностью внутренней позиции школьника наблюдается значительное снижение познавательного интереса.

При анализе данной проблемы ученые обращают внимание на целый спектр возможных причин. К их числу относятся: уровень психического развития детей, уровень подготовленности ребенка к обучению в школе, уровень развития социального и эмоционального интеллекта, уровень развития мотивационной сферы. Среди перечисленных причин наименее изученным остаётся влияние семейного воспитания на так называемую школьную незрелость. Те характеристики, которые учитель формирует у учащихся в соответствии с позицией ученика, те обязанности, которые важны для успешной адаптации в школе для первоклассников, испытывающих трудности выглядят как «непривлекательные обязанности».

Мы видим причину возникновения такого отношения к позиции школьника у детей, которые только начали своё обучение в особенностях семейного воспитания. Для того чтобы глубже понять обозначенную связь охарактеризуем в самых общих чертах содержание внутренней позиции школьника и её значение. Желание быть учеником, проявлять в своем поведении соответствующие качества непосредственно связано со сформированностью у ребёнка внутренней позиции школьника. В психолого-педагогической литературе проблему внутренней позиции школьника разрабатывала Л.И. Божович. Она понимает под внутренней позицией систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо сфере осознания себя, а также отношения к себе в контексте окружающей действительности [1].

Внутренняя позиция школьника формируется к 7 годам и затем постепенно распадается. Она оказывает большое влияние на формирование у ребенка желания стать школьником, занять своё место в новой системе отношений. Дети поступившие в 1 класс, которые не проявляют стремления следовать школьным правилам, им не интересны школьные принадлежности, уроки, они проявляют формальное и незаинтересованное отношение к большинству событий происходящих в школе характеризуются несформированностью внутренней позиции школьника. Какова же роль семьи в становлении у ребенка желания быть учеником и освоении нового социального статуса? Н.Г. Салмина указывает, что по мере взросления на каждом возрастном этапе у ребенка проявляются определенные потребности, которые его окружением поддерживаются либо поддерживаются не в полной мере. Внутреннее взросление ребенка, желание быть старше прежде всего обусловлено тем, насколько родители поддерживают в ребенке самостоятельность, инициативность, отмечают его успехи, положительно отзываются о той роли и том новом этапе в жизни, который возникает у ребёнка [3].

При определенных стилях семейного воспитания возникают трудности с поддержкой в ребёнке тех качеств, которые влияют на желание стать учеником. Прежде всего позиция ученика характеризуется тем, что ребёнок готов выполнять деятельность, которая может являться монотонной, не всегда интересной и преодолевать определенные трудности осознавая значимость этой деятельности. В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая подчеркивают, что когда в семье родители не поддерживают самостоятельность ребёнка, не объясняют ему, какие обязанности в соответствии со своим возрастом ребёнок должен выполнять у ребенка формируется ощущение, что родители удовлетворяют все его желания. У него не возникает необходимости прилагать усилия для достижения цели и в большей степени начинают страдать волевая сфера и эмоциональная сфера, а вслед за ними не формируются необходимые мотивы в структуре мотивационной сферы [2].

При попустительском стиле семейного воспитания, когда родители не проявляют единой позиции к воспитанию, когда предъявляют противоречивые требования у ребенка не формируется представлений о том, за что он ответственен в твоём возрасте, каковы его успехи, какие усилия нужно прикладывать для достижения цели. При авторитарном стиле семейного воспитания возникает нежелание принимать новые обязанности, новый статус в силу страха, поскольку на ребенка оказывается давление и новый статус ему навязывается. При этом собственно воля ребенка, его желания и потребности не учитываются, в результате чего дети либо выполняют обязанности только под контролем педагога, либо из страха наказания со стороны родителей [2].

Другие вариации стилей семейного воспитания в которых могут преобладать авторитарные черты, стремление доминировать, невнимательное отношение к потребностям ребенка, особенностям его развития также в свою очередь влияют на зрелость ребенка, на его способность принимать трудности, справляться с ними, обращаться в случае необходимости за помощью.

Для того, чтобы предупредить негативное влияние определенных аспектов семейного воспитания на формирование позиции ученика у будущих первоклассников мы можем дать родителям следующие рекомендации:

1. Стремитесь воспринимать ребенка в соответствии с его возрастом и правильно оценивать то, что ребёнок может делать без вашей помощи и то, в чём ребёнку помощь нужна.

2. Поддерживаете инициативу ребенка, его желание делать что-то самостоятельно, подчеркивайте, как он повзрослел и изменился по сравнению с предыдущим годом или менее продолжительным периодом.

3. Перед тем как сделать ребёнку замечание обдумайте, действительно ли данное замечание оправдано, не повлечет ли это замечание за собой отказ ребенка от желания проявлять самостоятельность и активность.

4. Если вы затрудняетесь в понимании понимание особенностей ребенка, то обратитесь за помощью к специалисту.

5. Изучайте как можно больше информации о том, что вас волнует, обращайтесь за советом и рекомендациями к воспитателям, к будущему учителю вашего ребенка.

6. Анализируйте полученную информацию и принимайте решение в отношении воспитательных мер, принимаемых к ребёнку обдуманно.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что возможные причины непринятие первоклассниками роли ученика могут заключаться в неправильном типе семейного воспитания, в связи с чем учителю важно обратить внимание на изучение особенностей семьи и представлений родителей о воспитании.

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности; под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 2015. 209 с.

2. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С.35-37.

3. Салмина Н.Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 56-62.