Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Левина А.В. УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Левина Анна Викторовна
учитель физической культуры, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 1", г. Ноябрьск

Библиографическое описание: Левина А.В. Уроки физической культуры и проектная деятельность // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

«Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом».
Галилео Галилей

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

Одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования является реализация в образовательных организациях программ формирования универсальных учебных действий, включающих компетенции в области учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение образовательных результатов этого вида обеспечивается в урочной деятельности (средствами всех учебных предметов) и внеурочной деятельности (в том числе воспитательную работу и дополнительное образование учащихся).

В первую очередь уточним основные понятия, связанные с организацией проектной деятельности школьников.

Проект (в педагогике) - форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность учащихся – учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая определенную цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение конкретного результата (с помощью созданного продукта), позволяющего разрешить личностно и/или социально значимую проблему. В этом смысле любая сознательная деятельность человека - проектная постольку, поскольку предполагает достижение желаемого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации.

Метод проектов (в педагогике) – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учителя и учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной цели (решения значимой для учащихся проблемы) и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проект - его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. В педагогической литературе наряду с понятием метод проектов (проектная методика) употребляется понятие проектная технология. Не вдаваясь в тонкости специфики этих понятий (для педагогической практики это не имеет большого значения), ограничимся одним компетентным мнением: «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Современный урок физической культуры должен обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Именно проектная деятельность на уроке физической культуры позволяет реализовать данные требования.

Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции: учебно-познавательные (ставится и решается проблема); социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества); ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл), тем самым превращая урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления.

Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени, иногда им приходится жертвовать в пользу игры, соревнования или совершенствования упражнений на силу, выносливость и т.д. А хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, что и в области физической культуры можно проводить очень интересные исследования и создавать проекты, да еще и напрямую связанные с развитием нашего организма, а значит познать самого себя и сделать много познавательных открытий.

Другая сторона вопроса – это то, что в силу своих физиологических особенностей далеко не все учащиеся являются отличниками и хорошистами по физкультуре, как удержать интерес у ребенка и помочь ему быть успешным в освоении такого предмета, как физическая культура? Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.

Очень часто ученики на уроках задают вопросы: Чем полезно то или иное упражнение для организма? Почему необходимо делать разминку? Зачем необходима физическая культура? Почему не удается выполнить то или иное двигательное действие? Найти ответ на вопрос можно вместе с ребенком, а можно организовать его деятельность так, что он сам найдет истину в интересующем его вопросе и полученные в ходе его деятельности знания будут более прочными.

На уроке физической культуры проектная деятельность учащихся может быть применена на отдельно взятом уроке или быть спланирована на несколько уроков в рамках темы, раздела. Наиболее распространенными вариантами реализации метода проектов в урочной деятельности являются следующие:

- в процессе изучения учебного материала, когда определенная часть предметного содержания выносится на самостоятельную работу. Продуктом таких проектов становится новое знание – самостоятельно изученное и представленное в том или ином виде предметное содержание.

- после изучения темы, когда в проектной деятельности учащиеся осмысливают учебный материал, применяют усвоенные знания и способы действий, в том числе в новой нестандартной ситуации.

Проектная деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Проблема, как отправная точка проектной деятельности, может быть найдена в реальной жизни, знакомая и значимая для учащихся, для решения которой им необходимо применить освоенные предметные знания или новые, которые еще предстоит приобрести.

Проектная деятельность осуществляется поэтапно. В структуре проекта принято выделять:

· подготовительный этап - проектирование (формулирование замысла, планирование действий);

· основной - деятельностный этап (выполнение запланированных действий, создание продукта);

· этап презентации проекта (публичное представление деятельности и полученного результата (продукта);

· рефлексивно-оценочный этап (итоговый анализ деятельности, оценка результатов).

Например, тема урока физической культуры «Подвижные игры на материале баскетбола». Прежде всего, ребята формулируют тему урока. (… «Подвижные игры на материале баскетбола»), определяют, чем будут заниматься на уроке (учиться организовывать и проводить подвижные игры), уточняют, что необходимо выполнить разминку (она необходима для подготовки мышц и всего организма к более сложной работе), выполняют разминку.

На подготовительном этапе учащиеся уточняют, в какую именно игру будут играть; как ее организовывать, перечисляя, что для ее проведения необходимо знать: технические действия спортивной игры баскетбол, которое выполняют в игре, название игры, количество играющих, правила игры, инвентарь, правила ТБ. На этом этапе учащиеся делятся на группы и распределяют обязанности между участниками этой группы, а также составляют план работы своей группы.

На основном этапе учащиеся работают в группах, используя для работы, составленный на предыдущем этапе план.

На этапе презентации проекта ребята объявляют результаты работы в группах; обсуждают; если необходимо, то делают поправки и дополнения; оценивают свою работу в группах. На этом же этапе играют в подвижные игры (в нашем варианте было два варианта игры, так как группы было две).

В процессе рефлексивно-оценочного этапа анализируют и оценивают работу своей группы и группы одноклассников), полученный продукт (подвижную игру), используя критерии. На нашем уроке:

1. Использование в игре технического действия, которое выбрали.

2. Правильное выполнение передачи мяча на месте.

3. Выполнение правил игры.

4. Выполнение правил техники безопасности.

5. Правильность выполнения задание.

Учитель организовывает рефлексию в форме определения уровня достижения цели урока. Ребята определяют своё отношение к деятельности на уроке во время диалога с учителем:

· два шага вперед – полностью удовлетворен работой на уроке;

· один шаг вперед - не полностью удовлетворен работой на уроке;

· на месте – совсем не удовлетворен.

Для учащихся данная деятельность - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

Библиографический список

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015. – 128 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования).

2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.

4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях введения ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с. – Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования».

5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

6. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.

Интернет-ресурсы

1. Виталий Е. Проектная деятельность и физическая культура. http://grantproject.ru/ publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/uchebnye_proekty/proektnaja_dejatelnost_i_fizicheskaja_kultura/11-1-0-165.

2. Кузнецова Елена Петровна. Проектная деятельность на уроках физической культуры в начальной школе. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2017/07/23/proekt naya-deyatelnost-na-urokah-fizicheskoy-kultury-v.

3. Падикова М. В. Проектная деятельность в школе. https://urok.1sept.ru/%D1%81% D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/624317/.

4. Печерская Галина Юрьевна. Проектная деятельность на уроках физической культуры. https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-proektnaya-deyatelnost-na-uro kakh-fizicheskoy-kultury.html.