Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Ярковая А.М. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКО-ВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Ярковая А.М. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

Важнейшей задачей современного языкового начального образования является формирование у младших школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно и выразительно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Это сложная и многоаспектная задача, которая решается на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе.

Одним из аспектов решения данной проблемы является работа по формированию у обучающихся умения различать предлоги и приставки. Уже в период обучения грамоте при составлении младшими школьниками предложений перед учителем встает необходимость знакомить первоклассников с раздельным написанием предлогов со словами самостоятельных частей речи. Со второго класса в начальной школе изучается раздел «состав слова», где обучающиеся знакомятся с морфемным составом слова, в том числе и с особенностями приставки как одной из аффиксальных морфем русского языка.

Поскольку приставки русского языка и предлоги во многих случаях совпадают (одинаково пишутся и произносятся), то возникает проблема их различения. Такое совпадение приводит к появлению значительного количества орфографических ошибок в письменной речи учеников начальной школы.

Учебники по русскому языку для начальной школы содержат упражнения, знакомящие младших школьников с морфемным составом (непосредственно приставки) и с предлогами. Но учитывая сложность этой темы для младших школьников, следует более внимательно и детально изучать особенности формирования умения различать предлоги и приставки в процессе начального языкового образования. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Вопросы формирования орфографической грамотности, а также вопросы знакомства младших школьников с морфемной структурой слова рассматриваются различными авторами, среди которых С.И. Богданов, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и др. Научные исследования, проводимые вышеперечисленными учеными, подтверждают тот факт, что существует потребность в углублении области знаний относительно формирования навыков отличать предлоги и приставки у детей младшего школьного возраста.

Приставка и предлог как единица языковой системы относятся к разным уровням языка (морфемный уровень и уровень морфологический) и, следовательно, являются объектом изучения разных разделов лингвистики – морфемики и морфологии. В практике начального языкового образования они также рассматриваются в разных разделах курса «Русский язык». Это раздел «Состав слова» и раздел «Морфология». Однако необходимо подчеркнуть, что «большинство исконно русских приставок совпадает по форме и отчасти по значению со служебными словами, прежде всего с предлогами (например, предлоги без, до, при, от и приставки без-, до-, при-, от-); префиксально-суффиксальные образования с такими приставками соотносительны по значению с сочетаниями служебного слова и существительного (ср. бездорожье и без дороги, отглагольный и от глагола)» (Русский язык. Энциклопедия, 2017, 381). Считаем, что именно этот факт является главной лингвистической предпосылкой работы по формированию у младших школьников умения различать предлоги и приставки.

В связи с таким формальным и семантическим совпадение приставок и предлогов, а также с совпадением префиксально-суффиксальных образований с предложно-падежными формами, от которых они образованы, возникает вопрос о разграничении приставок и предлогов.

Для того, чтобы различать две этих языковых единицы, учитель должен четко представлять их семантические и грамматические признаки и отличия. Как мы установили в первом параграфе, предлогом называется служебная часть речи, благодаря которой оформляются связи и зависимости между словами в словосочетании и предложении. Предлоги никогда не бывают членами предложения, так как самостоятельно не могут выполнять синтаксическую функцию. Предлоги употребляются только вместе со словами самостоятельных частей речи. К дифференциальным признакам предлогов относится неизменяемость и производность - не производность.

Главное отличие приставки в том, что она является частью слова, расположенной перед корнем. Важнейший признак приставки состоит в том, что ее присоединение к слову не меняет его частеречной принадлежности слова. К одному слову может быть присоединено, две и даже три приставки, каждая из которых вносит в слово какие-то новые оттенки значения.

Следует отметить, что приставки в русском языке могут быть изменяемыми и неизменяемыми. К неизменяемым относятся такие приставки, как: в-, во-, вы-, до-, за-, на-, над-, не-, об-, пере-, по-, под-, пра-, пред-, про-, с-, которые всегда пишутся одинаково. К изменяемым относятся - приставки, которые пишутся по-разному в зависимости от соседних букв в слове. Это такие приставки, как: без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), через- (черес-).

Аккумулировав вышесказанное, можно выделить следующие дифференциальные признаки предлогов и приставок.

- предлог – это служебная часть речи, в то время как приставка – это часть слова, это аффиксальная морфема, занимающая позицию перед корнем или другой приставкой;

- предлог пишется раздельно со словом, приставка, будучи частью слова, пишется с ним слитно;

- предлог, как и все служебные части речи, не выполняет номинативной функции, то есть не несет смысловой нагрузки. Приставка, как и все морфемы, является значимой единицей слова, так как ее присоединение, к слову, вносит в слово те или иные оттенки значения или изменения семантики слова;

- приставки бывают изменяемыми и неизменяемыми, предлоги всегда неизменяемые;

- к слову, может быть добавлено две или даже три приставки для усиления смысла. Употребление двух предлогов нецелесообразно.

Анализ дифференциальных особенностей приставок и предлогов свидетельствует о том, что вопрос о разграничении этих единиц языка является довольно сложным и требует особого внимания и организации специальной работы на уроках русского язык в начальной школе.

Анализ учебной и методической литературы показал, что работа, направленная на формирование умения различать предлоги и приставки, предусматривается, начиная со второго класса. При этом распознавание предлогов осуществляется на основе сравнения предлога и приставки в языке. В процессе работы по дифференциации предлогов и приставок, учитель опирается на знания учащихся о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки - для образования слов.

В связи с особой ролью предлога как синтаксической части речи работа над предлогом начинается в первом классе. Уже в период обучения грамоте младшие школьники знакомятся с раздельным написанием наиболее употребительных в речи предлогов. В процессе чтения букваря у первоклассников происходит накопление наблюдений над предлогами. Эти наблюдения в последствии должны помочь учителю создать основу для изучения предлога как особой части речи. Формирование представления о предлоге как особой части речи продолжается затем на протяжении всего начального языкового образования.

Представление о частях речи формируется у младших школьников, начиная с первого класса, при этом в процессе начального языкового образования на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во втором классе изучается предлог, в третьем классе дети знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. И в процессе изучения синтаксических явлений востребованными являются знания о предлогах и умения правильно использовать их в речи, так как именно предлог является средством оформления зависимых отношений в словосочетании и, следовательно, средство оформления синтаксических конструкций.

Приставка в начальной школе изучается в рамках темы «Состав слова», систематическое изучение которого начинается во втором классе. Именно во втором классе у учащихся должно быть сформировано умение различать предлоги и приставки. Анализ учебных книг показывает, что разграничение осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке, то есть теоретической основой этой работы являются сведения о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставка - для образования слов.

В учебниках для начальной школы, начиная со второго класса, содержатся специальные упражнении, направленные на формирование умения различать предлоги и приставки по их существенным признакам. Используются предложения или отдельные словосочетания, в которых предлог и приставка по своему графическому написанию совпадают: забежал за дом, съехал с горы, влетел в гнездо, увидел у дороги, и в предложении, в котором и предлог, и приставка разные: с улицы в окно доносились голоса. Чтобы учащиеся не писали приставку отдельно от корня, отождествляя её с предлогом, в учебниках предлагается разбор слов по составу и определение части речи.

Важно помнить, что любой материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой или шуточной форме. В этом случае можно использовать занимательные стихотворения, например,

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «ПО»?

Что значит – «ЗА»?

И «ЗА», и «ПО» – предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Каждый урок русского языка должен включать в себя словарную работу, но, как правило, учителя на этом этапе используют «словарные» слова, повторяя их из раза в раз. Можно чередовать написание «словарных» слов с написанием слов с приставками и предлогами. Например, (до) ехал (до) берёзы, (про) читал (про) город, (по) бежал (по) деревне, (на) кричал (на) друга (дети записывают под диктовку учителя). Данный вид работы предназначен для формирования умения воспринимать различное написание слов с приставками и предлогами, анализируя информацию на слух.

Помимо этапа актуализации знаний, возможно формирование навыка дифференцирования предлогов и приставок и на других этапах урока. Например, на этапе первичного закрепления или этапе самостоятельной работы можно предложить учащимся ряд дополнительных упражнений, которые будут способствовать развитию данного навыка.

Можно предложить ряд упражнений на развитие умения дифференцировать предлоги и приставки.

1. Упражнение «Исправь ошибки».

Цель: самостоятельно находить неверное написание слов с приставками и предлогами, исправлять их и записывать безошибочно.

Содержание упражнения: При выполнении этого задания, знакомые детям слова записываются с ошибками. Учащиеся должны списать текст или предложения, исправив ошибки. В данном упражнении ошибками является слитное написание предлогов со словами и раздельное написание слов с приставками. Например:

Поделью Маша на шла гриб.

Накрышу при летел голубь.

2. Прием «Ромашки»

Цель: развивать умение дифференцировать предлоги и приставки, отождествлять их с предложенными словами.

Содержание приема: Учащимся предлагается два слова, записанные в сердцевине цветка ромашки, а также лепестки, на которых написаны приставки и предлоги. Задача обучающихся распределить лепестки на два цветка, где в 1 цветке слова и части, выбранные учеником, нужно писать вместе, а во 2 цветке – раздельно. Полученные слова и словосочетания нужно записать в тетрадь, при этом можно изменять форму слова.



Рис. 2.2. Прием «Ромашка»

Слова и сочетания слов, которые можно составить при использовании приёма:

Игра – в игре, перед игрой, за игрой, после игры и т.д.

Играть – переиграть, проиграть, доиграть, заиграть и т.д.

Одним из эффективных способов запоминания являются наглядные материалы, созданные детьми самостоятельно. К таким заданиям можно отнести составление схем. Схемы должны даваться учащимся не в готовом виде, а создаваться совместно при коллективном обсуждении. Тогда они будут иметь более значимую роль в развитии умения различать предлоги и приставки, так как ученики, анализируя информацию, сами составят для себя ту модель, которая будет им понятна. К тому же, в процессе составления схемы, обучающиеся еще раз подробно изучат информацию и запомнят её.

Пример составленной схемы на тему «Предлоги и приставки»:



Рис. 2.3. Вариант схемы по теме «Предлоги и приставки»

К эффективным наглядным методам можно отнести не только составление таблиц, но и памятки, составленные в ходе выполнения упражнений. Такие карточки ребята могут использовать какое-то время, что способствует эффективному усвоению правильного написания слов.



Рис.2.4. Памятка «Правильное написание предлогов и приставок со словами»

Можно использовать упражнения на самостоятельное определение слов с приставками и предлогами и классификацию слов по признаку слитного и раздельного написания.

Цель: формирование умения анализировать и классифицировать слова с приставками и слова с предлогами.

Учащимся предлагаются упражнения, где, нужно раскрыв скобки, правильно записать слова или словосочетания. При этом ученики должны объяснить свой выбор.

1) Запиши словосочетания, раскрыв скобки.

(вы) шел (на) прогулку

(с) пустился (к) реке

(об) жарил (на) сковороде

(по) ставил (в) гараж

(вы) тащил (из) воды

2) Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

В данном упражнении учащиеся должны не только раскрыть скобки и написать слова и сочетания слов, но и произвести письменную классификацию слов на две группы.

Еще одно упражнение на развитие умения различать предлоги и приставки:

3) Прочитайте строки, определите, где слова пишутся слитно (слова с приставками), а где раздельно (слова с предлогами).

Содержание задания: учащимся предлагается заполнить таблицу: под номером строчки, где слово имеет слитное написание, ставьте знак "+ "; под номером строчки, где слово с предлогом пишется раздельно — знак "-".



1) Решили лисы кролика (за) печь.

2) А кролик из духовки прыг (за) печь.

3) Сугробы снега вьюги (на) мели,

4) И грузовик, как баржа, (на) мели.

5) Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

6) Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

7) Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

8) Брызги на книжную сели (об) ложку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: «Академия», 2012. – 237 с.

2. Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей) / Л.О. Бутакова. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. -173 с.

3. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М.: Академия, 2004. - 574 с.

4. Долин Ю.Т. «Загадочный» предлог в русском языке / Ю.Т. Долин // Русский язык в школе. – 1998. - № 3.

5. Еременко О.И. Теоретические основы начального языкового образования (Морфология): учебно-методическое пособие / О.И. Еременко, В.В. Демичева, Т.В. Яковлева. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. – 206 с.

6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. – 143 с.

7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: «Академия», 2012.

8. Мачулина М.А. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М.А. Мачулина, Н.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко. – Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018. – 116 с.

9. Тюкаева Н.И. Словообразование и морфемика современного русского языка (термины, алгоритмы и упражнения): учебно-методическое пособие / Н.И. Тюкаева. – Барнаул: АлтГПУ, 2018. – 66 с.

10. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И.С. Улуханов. – М., 1996. – 231 с.