Грызлова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец
Библиографическое описание: Грызлова Т.Н. Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников с нарушением слуха через использование интерактивных средств обучения // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ четко определяет требования к результатам освоения начального общего образования, в частности, к сформированности у слабослышащих обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами, умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владению устной и письменной речью.
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья имеет на данный момент огромную значимость и актуальность. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) невозможна без речевого общения и взаимодействия.
У большинства учащихся моего класса (5 класс II отделения НОО) наблюдается значительное снижение слуха, недоразвитие самостоятельной связной речи. Ослаблены память, внимание, мышление, отмечаются дефекты произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом и в установлении причинно-следственных связей. У слабослышащих школьников установка на запоминание речевого материала доминирует над стремлением его понять. Нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Развитие речевых умений включает, как правило, следующие направления:
- работа над звуковой стороной речи,
- словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
- работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития связной речи.
Одной из приоритетных задач каждого урока в нашей школе является обогащение словарного запаса учащихся, расширение речевой практики. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями, с впечатлениями.
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивные средства обучения обеспечивают возникновение диалога. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения.
Технические средства сами по себе представляют интерес для наших детей, делают уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Возможности мультимедиа позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом интернет располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций, которые позволяют сделать учебный материал более доступным. Для демонстрации правильного звучания различных звуков, окружающих предметов, соотнесения слова и зрительного образа, создания слуховых и зрительных ассоциаций, экран интерактивной доски просто необходим.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Возможности совмещения текста и иллюстраций в мультимедийной презентации позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию различных текстов.
Широко используется на уроках русского языка и чтения такой виды работы как «Составление рассказа по серии иллюстраций» или «Расставь события по порядку». На интерактивной доске перед учащимися демонстрируется серия иллюстраций в правильной смысловой последовательности; ребёнок должен составить рассказ. Если ученик испытывает затруднения, то учитель задаёт наводящие вопросы. Следующим видом работы является намеренное «нарушение порядка» серии иллюстраций. Учащиеся должны самостоятельно выстроить событийный ряд и составить рассказ.
Дети с нарушением слуха усваивают новый речевой материал очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому актуально использование на уроках «слайд-шоу». Термин «Слайд-шоу» не известен в привычной для нас дефектологии и используется лишь для определения конкретного вида работы с детьми. На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенной логической последовательности. Учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные вопросы, решают доступные логические задачи. Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах урока. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий. Например: «Решила я поехать зимой в пустыню. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Дети выбирают и отвечают на главный вопрос «почему?». Например, при знакомстве со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт», на уроке литературного чтения, использовалось слайд-шоу «Картинки зимы». Слова автора, в которых шло описание природы, сопровождались точно подобранными картинками зимы.
Значимым для развития речи слабослышащих школьников является использование цифрового микроскопа. Работа с которым в проекте «Зачем нужно мыть руки?» позволила организовать небольшую исследовательскую деятельность. А в активный словарный запас учащихся прочно вошли слова «микроскоп, микроб». Работа с микроскопом вызывает у детей живой интерес, что развивает познавательную деятельность.
Возьмём, к примеру, такую тему, как «Животные большие и маленькие». Как объяснить ребенку с ОВЗ с нарушениями слуха, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, что есть животные, которые мы можем увидеть только под микроскопом? Предметные картинки, используемые педагогом, подчас не могут передать реального размера животных. Самое элементарное, что можно сделать, это воспользоваться микроскопом и показать короткий видеофильм «Гидра», и ребята увидят не только мельчайшее животное, но и увидят, как она двигается.
Или как рассказать о жителях морей и океанов; или о таких природных явлениях, как гроза, извержение вулкана, ураган? Можно, конечно, показать несколько сюжетных картинок, но многие из них не отражают даже реального размера объектов. А главное, они не отражают объекты и явления в движении, развитии, в своем звучании. Применение видеофильмов и мультимедиа технологий даёт более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах. Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна слабослышащим школьникам, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.
Одним из обязательных умений современного пользователя компьютера является способность применения текстовых редакторов. Умение работать с текстом на компь ютере открывает возможность использова ния электронных средств коммуникации (электронной почты и интернет-технологий), что особенно важно для ребенка, живущего в современном мире. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО О. И. Кукушкина предлагает использовать текстовый редак тор Word для развития письменной речи детей с ОВЗ.
При обучении текстовому редактору по отношению к развитию речи ставится задача закрепле ния ранее освоенных умений ребенка в сфере текстовой деятельности, развития вербальной коммуникации. По отношению к обучению текстовому ре дактору ставится задача формирования умения создавать, редактировать и распе чатывать доступные тексты.
Задача детей должна восстановить последовательность действий или событий путем перемещения фрагментов текста на соответствующее место. Трудность заключается в том, что ученик не знает, как переместить фрагменты текста на компьютере. Разрешить возникшую в деятельности проблему - узнать новый способ действий - ребенок может только при помощи коммуникации со знающим человеком, то есть с учителем, поскольку знакомые с компьютером одноклассники, как правило, умеют лишь играть в компьютерные игры, но не владеют текстовым редактором. В процессе коммуникации ученик должен максимально полно описать в речи ту проблему, которая возникла перед ним. Например, понимая, что справиться с заданием он не может, ребенок говорит: «Я не могу» или «Я не знаю» или «Как?» и др. Выражаем сочувствие ученику, демонстрируя сожаление по поводу испытываемых им трудностей: «Я вижу, что тебе трудно» и др. Ребёнок понимает, что учитель не понял его просьбы о помощи, которая, конечно, подразумевалась, но не была правильно оформлена в речи. Он вынужден попытаться более точно и полно сформулировать свою проблему.
После того, как путем коммуникации найден тот человек, кто способен разрешить возникшее затруднение, вводим формулировку, отражающую полностью смысл ситуации: «Я не знаю, как переместить предложение на экране. А вы знаете? Покажите, пожалуйста». Введенная учителем и затем усвоенная детьми конструкция фразы должна служить им опорой каждый раз, когда возникает необходимость сообщить о затруднении и попросить учителя показать ту или иную операцию текстового редактора. Например:
«Я не знаю, как стереть букву (слово, предложение) на экране. Покажите, пожалуйста».
«Я не знаю, как поставить точку (запятую) на экране. Покажите, пожалуйста»;
«Я не знаю, как вставить букву (слово, предложение) на экране. Покажите, пожалуйста»;
«Я не знаю, как написать название рассказа посередине, а Вы знаете. Покажите, пожалуйста» и др.
В процессе коммуникации младшие школьники с нарушениями слуха усваивают фразы обиходно-разговорной речи, предусмотренные программами специального обучения языку детей младшего школьного возраста.
Применение современных средств обучения и компьютерных технологий, в работе со слабослышащими учащимися делает учебный процесс более эффективным, сокращает время обучения, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам, позволяя сделать сложную информацию более доступной, помогает расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта.
Библиографический список
1. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – г. о. Новокуйбышевск, 2008 г., 112 с.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиска // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
3. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
4. Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWord и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М., 2004.
учитель начальных классов, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец
Библиографическое описание: Грызлова Т.Н. Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников с нарушением слуха через использование интерактивных средств обучения // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ четко определяет требования к результатам освоения начального общего образования, в частности, к сформированности у слабослышащих обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами, умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владению устной и письменной речью.
Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья имеет на данный момент огромную значимость и актуальность. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) невозможна без речевого общения и взаимодействия.
У большинства учащихся моего класса (5 класс II отделения НОО) наблюдается значительное снижение слуха, недоразвитие самостоятельной связной речи. Ослаблены память, внимание, мышление, отмечаются дефекты произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом и в установлении причинно-следственных связей. У слабослышащих школьников установка на запоминание речевого материала доминирует над стремлением его понять. Нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Развитие речевых умений включает, как правило, следующие направления:
- работа над звуковой стороной речи,
- словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
- работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития связной речи.
Одной из приоритетных задач каждого урока в нашей школе является обогащение словарного запаса учащихся, расширение речевой практики. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями, с впечатлениями.
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивные средства обучения обеспечивают возникновение диалога. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения.
Технические средства сами по себе представляют интерес для наших детей, делают уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Возможности мультимедиа позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом интернет располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций, которые позволяют сделать учебный материал более доступным. Для демонстрации правильного звучания различных звуков, окружающих предметов, соотнесения слова и зрительного образа, создания слуховых и зрительных ассоциаций, экран интерактивной доски просто необходим.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Возможности совмещения текста и иллюстраций в мультимедийной презентации позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию различных текстов.
Широко используется на уроках русского языка и чтения такой виды работы как «Составление рассказа по серии иллюстраций» или «Расставь события по порядку». На интерактивной доске перед учащимися демонстрируется серия иллюстраций в правильной смысловой последовательности; ребёнок должен составить рассказ. Если ученик испытывает затруднения, то учитель задаёт наводящие вопросы. Следующим видом работы является намеренное «нарушение порядка» серии иллюстраций. Учащиеся должны самостоятельно выстроить событийный ряд и составить рассказ.
Дети с нарушением слуха усваивают новый речевой материал очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому актуально использование на уроках «слайд-шоу». Термин «Слайд-шоу» не известен в привычной для нас дефектологии и используется лишь для определения конкретного вида работы с детьми. На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенной логической последовательности. Учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные вопросы, решают доступные логические задачи. Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах урока. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий. Например: «Решила я поехать зимой в пустыню. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Дети выбирают и отвечают на главный вопрос «почему?». Например, при знакомстве со стихотворением Б.Пастернака «Снег идёт», на уроке литературного чтения, использовалось слайд-шоу «Картинки зимы». Слова автора, в которых шло описание природы, сопровождались точно подобранными картинками зимы.
Значимым для развития речи слабослышащих школьников является использование цифрового микроскопа. Работа с которым в проекте «Зачем нужно мыть руки?» позволила организовать небольшую исследовательскую деятельность. А в активный словарный запас учащихся прочно вошли слова «микроскоп, микроб». Работа с микроскопом вызывает у детей живой интерес, что развивает познавательную деятельность.
Возьмём, к примеру, такую тему, как «Животные большие и маленькие». Как объяснить ребенку с ОВЗ с нарушениями слуха, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, что есть животные, которые мы можем увидеть только под микроскопом? Предметные картинки, используемые педагогом, подчас не могут передать реального размера животных. Самое элементарное, что можно сделать, это воспользоваться микроскопом и показать короткий видеофильм «Гидра», и ребята увидят не только мельчайшее животное, но и увидят, как она двигается.
Или как рассказать о жителях морей и океанов; или о таких природных явлениях, как гроза, извержение вулкана, ураган? Можно, конечно, показать несколько сюжетных картинок, но многие из них не отражают даже реального размера объектов. А главное, они не отражают объекты и явления в движении, развитии, в своем звучании. Применение видеофильмов и мультимедиа технологий даёт более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах. Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна слабослышащим школьникам, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.
Одним из обязательных умений современного пользователя компьютера является способность применения текстовых редакторов. Умение работать с текстом на компь ютере открывает возможность использова ния электронных средств коммуникации (электронной почты и интернет-технологий), что особенно важно для ребенка, живущего в современном мире. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО О. И. Кукушкина предлагает использовать текстовый редак тор Word для развития письменной речи детей с ОВЗ.
При обучении текстовому редактору по отношению к развитию речи ставится задача закрепле ния ранее освоенных умений ребенка в сфере текстовой деятельности, развития вербальной коммуникации. По отношению к обучению текстовому ре дактору ставится задача формирования умения создавать, редактировать и распе чатывать доступные тексты.
Задача детей должна восстановить последовательность действий или событий путем перемещения фрагментов текста на соответствующее место. Трудность заключается в том, что ученик не знает, как переместить фрагменты текста на компьютере. Разрешить возникшую в деятельности проблему - узнать новый способ действий - ребенок может только при помощи коммуникации со знающим человеком, то есть с учителем, поскольку знакомые с компьютером одноклассники, как правило, умеют лишь играть в компьютерные игры, но не владеют текстовым редактором. В процессе коммуникации ученик должен максимально полно описать в речи ту проблему, которая возникла перед ним. Например, понимая, что справиться с заданием он не может, ребенок говорит: «Я не могу» или «Я не знаю» или «Как?» и др. Выражаем сочувствие ученику, демонстрируя сожаление по поводу испытываемых им трудностей: «Я вижу, что тебе трудно» и др. Ребёнок понимает, что учитель не понял его просьбы о помощи, которая, конечно, подразумевалась, но не была правильно оформлена в речи. Он вынужден попытаться более точно и полно сформулировать свою проблему.
После того, как путем коммуникации найден тот человек, кто способен разрешить возникшее затруднение, вводим формулировку, отражающую полностью смысл ситуации: «Я не знаю, как переместить предложение на экране. А вы знаете? Покажите, пожалуйста». Введенная учителем и затем усвоенная детьми конструкция фразы должна служить им опорой каждый раз, когда возникает необходимость сообщить о затруднении и попросить учителя показать ту или иную операцию текстового редактора. Например:
«Я не знаю, как стереть букву (слово, предложение) на экране. Покажите, пожалуйста».
«Я не знаю, как поставить точку (запятую) на экране. Покажите, пожалуйста»;
«Я не знаю, как вставить букву (слово, предложение) на экране. Покажите, пожалуйста»;
«Я не знаю, как написать название рассказа посередине, а Вы знаете. Покажите, пожалуйста» и др.
В процессе коммуникации младшие школьники с нарушениями слуха усваивают фразы обиходно-разговорной речи, предусмотренные программами специального обучения языку детей младшего школьного возраста.
Применение современных средств обучения и компьютерных технологий, в работе со слабослышащими учащимися делает учебный процесс более эффективным, сокращает время обучения, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам, позволяя сделать сложную информацию более доступной, помогает расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта.
Библиографический список
1. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – г. о. Новокуйбышевск, 2008 г., 112 с.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиска // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
3. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
4. Кукушкина О. И. Текстовый редактор MSWord и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях. М., 2004.