Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Карнаухова Н.О. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Карнаухова Наталья Олеговна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Шумиловская общеобразовательная школа", п. Саперное

Библиографическое описание: Карнаухова Н.О. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Под проектированием современного урока понимается деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на освоение (овладение) учебным материалом в соответствии с поставленной целью и использованием современных педагогических технологий. В связи с принятием ФГОС НОО установлены новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы.

Учитель четко планирует содержание педагогического взаимодействия, расписывает деятельность свою и деятельность ученика. Целью урока является достижения образовательных результатов.

На современном уроке у учеников формируются не только предметные, но и метапредметные результаты знаний. Предметный результат – усвоение обучаемыми конкретных научных знаний, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, творческой деятельности. Метапредметный «надпредметный» результат – это образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников.

При проектирования современного урока, направленного на формирование у учащихся метапредметных результатов универсальных учебных действий, наряду с использованием возможностей главного средства обучения- учебника максимально используются информационно коммуникативные технологии.

Современные средства подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

При проектировании современного урока учитель продумывает и реализует методы создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, поощрения настойчивости, активности. На современном уроке создаётся такая атмосфера на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Профессиональная позиция учителя состоит в уважительном отношении к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, а сам урок включает обсуждение детьми самых разнообразных предполагаемых детьми версий. Проектирование современного урока включает сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников, предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Проектируя современный урок, учитель принимает на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Учитель поощряет стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализирует в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирает наиболее рациональные, отмечает и поддерживает оригинальные способы. Современный урок отличает использование проблемных творческих заданий. Главное для побуждения учащихся к творчеству – это создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей. Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. При проектировании современного урока учитель продумывает критерии оценок. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При опросе на уроке (при выставлении отметок) анализируется не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий. При подведении итога урока учитель выражает поощрение высказанным учащимися оригинальных идей и гипотез. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Особенности проектирования современного урока и в том, что того обсуждая с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при выполнении домашнего задания.

Проектирования современного урока это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия овладения основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения.

Библиографический список

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. - №4. – С.18-22.

3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Школьные технологии, 2009. - № 6. – С.9-16.

4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода // Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному // Народное образование, 2009. - № 7.