старший воспитатель
Турукина Лариса Николаевна
воспитатель
МБОУ "Мисайловская СОШ № 1"
Воспитатель детского сада…Наставник и друг малышей… Он является центральной фигурой всего педагогического процесса.
От его человечности, морального облика, мастерства зависит, как будет чувствовать себя ребенок, как будет формироваться его личность. У воспитателей великая и почетная задача: в сердце каждого малыша посеять семена доброты. Тот, кому это удается сделать по-настоящему, может с уверенностью сказать: «Я достиг цели воспитания». Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что от личности воспитателя, его идейного богатства, верности правде нашей жизни зависит моральный облик нашего человека, его поведения, отношения к добру и злу. Воспитатель призван учить детей эмоциональной чуткости на простых и доступных детям примерах, взятых из жизни или из художественных произведений.
От воспитателя в большей степени зависит развитие ребенка, его духовный рост, нравственное развитие, а именно гуманные чувства.
По отношению к детям педагог должен проявлять выдержку и тактичность. Поэтому и дети будут чуткие, доброжелательные, трудолюбивые.
Высокая нравственная чистота, педагогическая чуткость к каждому ребенку -неотъемлемые черты каждого воспитателя. Надо уметь замечать тончайшие оттенки человеческих отношений, пробуждение первых нравственных качеств личности у детей. Замечать широко раскрытые детские глаза, удивление в них или грусть, участие, радость. И сохранить в ребенке все прекрасное, воспитывать с самого дошкольного возраста чувство большой дружбы, уважения к человеку. Воспитателю не нужно бояться делиться с детьми своими чувствами, переживаниями, опасениями, своей болью и радостью, эмоциональную чуткость. Нельзя воспитывать холодным бесстрастным и спокойным равнодушием. Наши дети должны понимать, что дорого нам, что нас огорчает, возмущает, обижает, а что радует. Надо учить детей чувствовать, сочувствовать и угадывать внутренний мир другого. Именно чуткость и есть та невидимая ниточка, которая так нужна людям, которая связывает их воедино. Из умения воспитателя быть чуткой и рождается ответное чувство у детей.
Не многие воспитатели могут похвалиться откликом в душе детей, взаимопониманием, сопереживанием, ответной любовью. Сухомлинский считал, что от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Особое значение в воспитании у детей гуманных чувств имеет чувство такта, умение найти способ воздействия на ребенка. Понять мотивы его действий и поступков, помочь выйти из трудного положения, не нарушив его человеческого достоинства. Очень хорошо, если воспитатель обладает поэтическим восприятием, и умеет видеть прекрасное вокруг себя. Прекрасное побуждает добро. Прикоснувшись в детстве к прекрасному, люди будут добрее, духовно богаче в обращении друг с другом. Но воспитатель не только проводит работу по воспитанию гуманных чувств у детей, но и проводит постоянную, планомерную, совместную, систематическую работу семьи и образовательного учреждения.
Известно, что в семье закладываются основы личности ребенка, он приобретает первые навыки и привычки и очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье с самого раннего возраста было правильным. А ведь часто бывает, что родители, видя плохое поведение ребенка говорят: «Еще мал, подрастет, поймет». Большую помощь родителям в воспитании детей оказывают педагоги.
Одной их важных задач воспитателей является формирование у детей таких гуманных качеств: как доброта, доброжелательность, чуткость, честность, правдивость, дружелюбие.
Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними проводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Взаимодействие педагога и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения в процессе воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников;
- пребывание родителей на образовательных мероприятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских материалов, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В настоящее время актуальными технологиями продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников.
Не менее важно, чтобы они видели в своих детях положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути из преодоления. Работа воспитателя с семьей должна быть направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки, воспитатель оказывает семье необходимую помощь советами, рекомендациями. И при этом внимание педагога должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств. Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, воспитатель разъясняет роль личного примера родителей, значение совместной работы. И главное. Чтобы эта работа велась планомерно. Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей и необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить отрицательные проявления в их поведении.
Таким образом хочется отметить, что совместная работа детского сада и семьи должна строиться на следующих основных положениях:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей, когда цели и задачи воспитания известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с содержанием задач, методами и приёмами воспитания.
- Взаимное доверие между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, где родители делятся своим положительными методами семейного воспитания.
- Использование разнообразных форм работы детского сада с родителями: ознакомление с жизнью детей в семье, педагогические беседы с родителями, консультации, групповые и общие родительские собрания, вечера вопросов и ответов, книги, журналы, консультации психолога, анкетирование, совместные праздники.
Привлечение актива родителей к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.
Мы считаем, главное в отношении родителя и педагога, родителя и ребенка – это доверие и понимание. Ведь педагог наставляет родителя на правильный путь воспитания, помогает в общение между родителем и детьми. А ведь хорошая атмосфера в семье – очень положительно действует на ребенка и формирует его как сильную, целеустремленную личность, гуманных чувств и отношений у дошкольников.