Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Добрягина Е.Д. ПУТЬ К «МАЛЕНЬКОМУ ПИСАТЕЛЮ»

Добрягина Елена Дмитриевна
учитель начальных классов и английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 5, ХМАО-Югра, г. Сургут

Библиографическое описание: Добрягина Е.Д. Путь к «Маленькому писателю» // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Совершенствование речевой компетенции – составная часть работы по формированию читателя. По мнению Е.С. Романичевой, «Решению этой задачи в значительной степени призваны способствовать занятия по речетворчеству. Цель таких занятий – побудить юных читателей к созданию высказывания разных типов словесного художественного творчества, дать возможность каждому речедеятелю найти/проявить индивидуальный стиль» [1].

Произведения фольклора – источник мудрости и ярких словесных образов – учат человека вдумчиво и рассудительно относиться к жизни, оптимистично смотреть на мир, с юмором воспринимать некоторые житейские ситуации. При этом они вооружают своего читателя к пониманию произведений художественной литературы.

При организации урочной и внеурочной работы с фольклорными произведениями малых жанров (загадок, пословиц, поговорок) мною применяется технология Е.С. Романичевой и Г.В. Пранцовой «Как «вырастить» текст из текста».

При работе с загадками для речетворчества третьеклассникам предлагаю не только самим сочинить загадку о предмете, но и «превратить» в загадку описательный художественный текст. Такую работу учащиеся выполняют в парах или в малых группах. Для индивидуальной творческой работы ученикам предлагаются стихотворения М. Яснова, С. Маршака и др. Своё творчество учащиеся представляют как в прозаической, так и стихотворной форме. Вот некоторые результаты таких творческих упражнений:



Стихи поэтов

Работы детей

На полянке возле леса расцвели ромашки,

Желтым солнышком раскрыв душу нараспашку.

Распахнув свои глаза, белые реснички,

Танцевали на ветру дружные сестрички.

К. Куклин

Что за дружные сестрички

на полянке расцвели?

Глазки, белые реснички

с жёлтым солнышком внутри?

Бацановская А.

А каково ей там, в лесу,

В очках на стареньком носу.

На ветке ждать заката,

Покуда спят совята?

М. Яснов

Сидит на ветке, ждёт заката,

Очки, надев на нос.

Зачем лететь ей в лес, куда-то,

Когда светло ещё?

Сокальская К.

По тропинкам, по дорожкам

Скачет серый воробей,

Что он ищет?

Ищет крошки для себя и для детей.

К. Куклин

Серая птичка

Скачет вприпрыжку,

Ищет крошки для детей.

Шепетько В.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

С. Погореловский

На полях растёт он летом,

Золотистым колоском.

Тёплым и душистым

В каждый дом приходит он.

Крупенин М.

Жили-были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днём и бились ночью,

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Видите ли, братцы,

Как опасно драться?

С. Маршак

Восемь лапок, два хвоста

На двоих у них.

Могут мирно жить они,

Могут драться, в клочья шерсть,

И хвосты трубой.

После драк останутся

Вместо двух хвостов

Небольшие кончики

У наших драчунов.

Байков А.



Учащимся предлагается и другое задание: на основе загадки «воссоздать» картину. «Свёрнутый» текст загадки пробуждает воображение учеников. В результате рождаются мини-зарисовки.

«Первые лучи солнца упали на лесную полянку. Они принесли тепло для жителей полянки. Дождались солнечных лучиков и ромашки-сестрички. Их глазки улыбались солнышку, а реснички стали ещё белее. Подул лёгкий ветерок, и сестрички затанцевали. Весь день ромашки следили за солнышком, как будто боялись потерять его из виду. С наступлением вечера солнышко попрощалось с цветочками и скрылось. Ромашки закрыли свои глазки и заснули спокойным сном».

Агзамова М.

В процессе работы с фольклорными произведениями обращение к авторским текстам позволяет «маленьким» писателям понять, что может быть источником творчества художника слова.

На страницах представлены продукты – творческие работы, инициированные «юными» писателями, учащимися 3-В класса.

1. Очень многие считают,

Что коровы не летают.

Захотят и полетят,

В небо синее взлетят.

Мананникова М.

2. Капитан Джонатан

Переплыл океан

Пиратов поймал,

Богатство забрал.

Атаров Т.

3. Жил мальчик вблизи Фермопил,

Который так громко вопил.

Во весь голос он голосил,

Что на базаре калач он купил.

Мышегребов А.

4. Ну как тебе на ветке?

– Спросила птица в клетке.

Мне бы лучше в клетке,

Чем сидеть на ветке.

Фащевская П..

5. Жил был старичок между ульями,

От пчёл отбивался он стульями.

Стулья были некрепкие,

Потому что пчёлы были меткие.

Юдина С.

С.Я. Маршаку посвящается

Давно все знают Маршака!

Писал стихи он на века,

Чтобы любой ребёнок

Стих знал уже с пелёнок.

Вот «Детки в клетке», вот «Багаж»,

Вот «Почтальон» любимый наш:

«Для дяденьки Житкова -

Письмо есть из Ростова!»

А, вот, «Рассеянный» идёт,

Смешит вокруг себя народ,

На пальцы и на пятки –

Натянуты перчатки.

«Двенадцать месяцев» в году,

Я тоже их в лесу найду.

Там, у костра не тесно,

Для всех найдётся место.

Вот, «Загорелся кошкин дом»,

Нельзя, друзья, играть с огнём!

Вы со Скворцовым Гришкой

Читайте лучше книжки.

Скажу я дяде Самуилу:

– Вы моё сердце покорили!

Для разных поколений

Вы – настоящий гений!

Сапунова Ю.

Письмо С.Я. Маршаку

Привет, мой добрый друг Маршак!

Пишу я Вам письмо.

Мне полных восемь лет сейчас,

И звать меня Марго.

Я Азбуку знаю по вашим стихам

И месяцы календаря.

Я с творчеством Вашим знакома давно,

Родители просвещали меня.

Люблю я стихи про Даму с собачкой,

О том, как во время пути,

Собачка могла подрасти.

Улыбка, задорный смех, всегда раздается у всех.

Люблю я стихи про усатого-полосатого.

Хвостик на подушке, на простынке ушки.

А в углу за сундуком, моет лапку языком.

Я люблю таких котят, с ними весело играть.

Читая летом Чиполлино, писателя Родари,

Я очень удивилась, что Вы стихи ему писали.

Как Чиполлино вырос под синим небосклоном,

И не маслиной, не лимоном, а обыкновенным луком.

Он цибуля, он чиполла,

Огородный лук.

У бедных он в почете,

И настоящий друг.

Люблю я стихи про Рассеянного с улицы Бассейной.

Оставит нечаянно мама моя, перчатки и сумку в машине,

Сейчас же мы скажем:

«Вот это она, Рассеянный, с улицы Бассейной!».

А еще у мамы есть сумка, как «большой карман у Вани»,

Все, что мама не найдет, всё к себе она кладёт:

Расчёску, заколки, салфетки, ириски,

Таблетки, носки, иголки и нитки,

Флэшки, колготки, игрушки, платки,

Ручки, хлопушки, телефон и ключи.

Хочу я сказать Вам большое спасибо,

За труд и талант,

За радостный миг

От Ваших прекрасных прочитанных книг!

Гукенгеймер М.

Написал Маршак однажды…

Написал Маршак однажды –

Стих такой, что знают все.

Дед пешком идёт,

А мальчик – важно едет на осле.

Много лет прошло с тех пор.

Кто-то взял – придумал песню

Изменил немного слов.

Не забыли и о школе,

И родителей своих.

Посмеялись все над Васей,

Что уроки не учил,

И, конечно же над папой,

Что пятерку получил.

Нас родители все учат:

Надо взрослых уважать,

Уступать в трамвае место,

Не грубить, не оскорблять.

И тогда по жизни нашей

Будет все у нас на «5»!

Быков Матвей

Библиографический список

1. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От тихой радости чтения – к восторгу сочинительства: монография. / Е.С. Романичева, Г.В. Пранцова. – М.: Библио-мир, 2006. – 232 с.

2. Яснов М. Собиратель сосулек: поэтический сборник [текст] / Михаил Яснов / худ. Зина Сурова. – М.: Самокат, 2009.