Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Любенко М.С. ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЗВЕЗ-ДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Библиографическое описание: Любенко М.С. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Звезда» для учащихся начальной школы // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Проект направлен на формирование у воспитанников младшего школьного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Великой Отечественной войны. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота.

Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать со школьного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир вокруг (семья, школа, город, родной край); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.

Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с младшими школьниками. Считаю одним из перспективных методов - метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивается объединение и интеграцию разных видов деятельности.

В данной разработке представляю проект по формированию у младших школьников интереса к историческому наследию родного города.

Обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания патриотов Родины. Знакомство школьников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа ведётся последовательно - от более близкого, знакомого (семья, школа, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Участники проекта: уч-ся начальной школы.

Предметные области: русский язык, окружающий мир, чтение, изобразительное искусство,технология.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации проекта: январь - май.

Цели:

Воспитание основ гражданственности, патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

Формирование интереса к историческому наследию родного города, памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

Воспитание чувства благодарности и уважения к истории родного города, района, его культурным ценностям.

Развитие творческих способностей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.

Задачи:

Подвести к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них.

Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у школьников гражданско-патриотических чувств.

Активизировать творческий потенциал учащихся и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность.

Прогнозируемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

-расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;

-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;

-самовыражение творческих способностей детей;

-обогащение знаний детей о музейной культуре;

-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

-сформированность желания сотрудничества со школой;

-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;

-творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне школы:

-апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;

-создание и проведение виртуальной экскурсии к памятным местам города;

-создание буклета стихов собственного сочинения;

-создание фотоальбома «Память, воплощённая в камне»

-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности школьника.

В проект вошли 5 наиболее значимых направлений (минипроектов):

1. «Тайна слова»

2. «Моя малая родина»

3. «Семейный альбом»

4. «Герои-земляки»

5. КТД «Поклонимся великим тем годам»

Проект «Звезда» символично включает в себя 5 предметных областей, задействованных в реализации проекта:

1. Русский язык

2.Литературное чтение

3. Окружающий мир

4.Технология

5. Изобразительное искусство

Этапы проекта

1. Диагностический

2. Подготовительный

3. Этап проектирования

4. Презентация

Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта.

Проектная работа «Тайна слова»

Идея названия проекта пришла при изучении темы «Многозначные слова» на уроке русского языка. Вместе с ребятами провели исследования и выяснили:

«Звезда» – многозначное слово.

1.Небесное тело, светящееся собственным светом.

2. Геометрическая фигура с лучами, исходящими от центра.

3. Человек, знаменитый своими талантами.

4. Названия животных и растений, похожих по форме на звёзды.

При оформлении и защите творческих работ было замечено, что много ребят использовали в своей работе изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Ребята выяснили, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии.

Некоторые ученики рассказали, что в их семьях хранятся ордена и медали прадедов с изображением Красной Звезды.

Проект «Моя малая родина»

Работа по проекту включает в себя: знакомство с картой города, беседы с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?»

Были проведены микроисследования: «История моего города» (библиотечный урок), экскурсии к памятникам города, в Парк Победы.

Здания, улицы, дома, музей, достопримечательности, памятники – стали объектами для исследования.

Проект «Семейный альбом»

Основные направления проекта:

Знакомство с родословной (выявление родных, являющихся участниками войны).

- «Семейные реликвии военной поры»

- «Фото военных времён»

- «Мой прадед»

В ходе бесед, мероприятий, фотовыставки, ребята рассказали о семейных реликвиях.

Некоторые ученики даже сочинили и рассказали стихотворения о своих предках-героях.

Проектная работа «Герои-земляки»

Основная работа по проекту:

- Экскурсии на «Аллею славы» в Парке Победы.

- Экскурсия в школьный Музей боевой славы.

- Библиотечный урок «Ветеран живёт рядом».

КТД «Поклонимся великим тем годам»

Итоговым значимым в проекте «Звезда» мероприятием стало КТД «Поклонимся великим тем годом».

I. Подготовительная работа

1 этап «Сбор – старт»

На подготовительном этапе всем учащихся класса разъясняются цели и смысл разведки: познакомиться с историей создания памятников нашего города, связанных с героическими страницами ВОВ, посвященных победе нашего народа над фашистской Германией.

Организатором разведки является классный руководитель.

Объекты для исследования (памятники нашего города):

-Памятник «Камень».

-Памятник «Танк».

-Памятник «Огонь Вечной Славы».

-Памятник «Слава героям».

-«Мемориал погибшим выпускникам школы» (МБОУ «СОШ №1»).

На собрании разведчики уточняют маршрут разведки и задание, полученное на сборе-старте. Участники разведки отправляются по маршруту разведки.

Маршрут разведки

Комната Боевой Славы (МБОУ «СОШ №1»).

Библиотека.

Парк Победы (памятные места).

Изобильненский районный Музей истории.

Задание разведки

Выполнить рисунок, фотографию или макет памятника.

Составить паспорт памятника по следующим пунктам:

1. Наименование памятника

________________________________

2. Местонахождение

________________________________

3. Дата основания (открытия) памятника

________________________________

4. Материал

________________________________

5. Краткая характеристика

________________________________

2 этап «Разведывательные рейды и встречи»

На этом этапе происходит сбор информации по маршруту разведки.

Ребята посетили памятные места в Парке Победы, школьную комнату Боевой Славы, библиотеку, музей. Учащиеся собрали материал о памятниках ВОВ, выполнили рисунки, фотографии, макеты подготовили сообщения.

Итогом разведки явилось воспитательное занятие с презентацией собранных материалов.

3 этап «Подведение итогов»

Финиш проекта – в мае. Результат проекта оформлен ребятами в виде карты маршрута для проведения заочных (виртуальных) экскурсий для уч-ся начальной школы. Отобраны наиболее удачные работы, формируется группа экскурсоводов, экскурсии запланированы на вторую половину апреля.

Также творческие работы детей собраны в буклет «Проба пера» - здесь наиболее удачные стихотворения учащихсяся. Художниками-иллюстратора-ми тоже стали сами ребята, здесь – их рисунки.

Весь собранный материал о памятниках собран в фотоальбом «Память, воплощённая в камне».

Реализация проекта «Звезда» возможна по группам в 3-4 классах, в 1 классе это сделать трудно. В этом случае группы выбирают направление «Звезды» и реализуют минипроект. Данный проект, конечно, реализуются во взаимодействии со взрослыми, социумом.

Итог – ребята провели большую поисковую работу, пополнили свои знания об историческом прошлом своего города, оформили собранные материалы, попробовали себя в роли исследователей, экскурсоводов, а главное – получили удовольствие от значимости своей проделанной работы.

Приложение (страницы из сборника «Проба пера»)

Сведения об авторе

Любенко Марина Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1" Изобильненского городского округа Ставропольского края, Россия, г. Изобильный.