Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Тарабан И.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ПЕШЕХОДА»

Тарабан Ирина Николаевна
старшая вожатая, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области", с. Новоалександровка

Библиографическое описание: Тарабан И.Н. Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного пешехода» // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного пешехода» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности в начальной и основной школе».

Рабочая программа «Школа юного пешехода» относится к социально-педагогической направленности, создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность программы. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя в работе данного направления.

Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.

Новизна. Отличительной особенностью настоящей программы от существующих является то, что она предусматривает планомерное и систематическое обучение детей. В ходе обучения предполагается оказание помощи детям в выборе профессии, связанной с организацией дорожного движения и службе в органах ГИБДД, работники которых наряду с теоретической подготовкой должны быть физически развитыми, подтянутыми.

Основной целью внеурочной деятельности детей по настоящей программе является формирование их социального опыта, осознание ими необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, содействие развитию их интеллектуального и физического потенциала, профилактика детского дорожного травматизма и приобретение практических навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

В ходе реализации содержания программы решаются следующие задачи:

1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных ситуациях.

2. Привлечение всеобщего внимания к движению ЮИД как к одному из наиболее полезных способов проведения детьми свободного времени.

3. Совершенствование физической подготовки, их профессиональной ориентации.

4. Воспитание законопослушных участников дорожного движения, доброты, сострадания и чуткости.

5. Использование детьми полученных знаний в повседневной жизни в целях сохранения своей жизни и здоровья при участии в дорожном движении, профилактика детского дорожного травматизма.

6. Обучение приёмам оказания доврачебной медицинской помощи при получении травм в ДТП.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа, составляет от 9 до 10 лет.

Срок реализации программы

Программа занятий внеурочной деятельности «Школа юного пешехода» рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час согласно Приложению №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03.

Формы и режим занятий

Основные формы регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы, совместные акции с инспекторами ДПС ГИБДД.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);

- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

-расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;

-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).



Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

· Выявление

способностей и задатков, которые возможно

помогут в

профессиональном

самоопределении

ученика;

· Действовать по

инструкции при

оказании первой

медицинской

помощи при ДТП и ЧС

· Находить

самостоятельно

нужную,

дополнительную

информацию в

различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД и ОБЖ;

· Уметь работать в

команде;

· Умение ставить планы на будущее для личного самосовершенствования, (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД;

·Уметь предоставлять план, корректировать себя и оценивать после выступления преодолению полосы препятствий по ПДД и ОБЖ;

· Нахождение

различных

вариантов решения

проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

· Проявлять

лидерские качества и

согласованные

действия с партнером;

· Умению делать

простейшие повязки при оказании первой медицинской

помощи, но и применяю в

жизненных ситуациях во

время прогулок во дворе, где проживаю;

Оформлять

научно -

исследовательские

работы (проекты),

презентовать их;

-Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

-Уметь слушать друг

друга, принимать

чужую точку зрения,

уступать или,

напротив, находить

такие аргументы,

которые, не обижая,

доказывают правильность позиции;

· Если буду хорошо знать

ПДД и ОБЖ, то из меня получиться хороший, грамотный,

организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД;

· Проводить

спортивные

мероприятия и

конкурсы по ПДД и

ОБЖ совместно с

с учителем, проявляя лидерские качества;

Умение различать

дорожные знаки на

проезжей части в

городе, и соблюдать их;

· Уметь организовать

ребят, разделить

обязанности в группах, парах;

- Умение выполнять

исследовательские работы и проекты по медицине (ОБЖ), которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах.

- Организовывать

работу в группах и

парах при изучении

теоретического

материала по ПДД

и ОБЖ.

Уметь составлять

опорный конспект

при сдаче

экзаменационных

билетов (в конкурсе –соревнования) и

выстраивание своего ответа к нему.

Оказывать моральную

поддержку в

практических

заданиях,

сопереживать за

команду и каждого участника по отдельности.



Прогнозируемый результат.

По итогам обучения воспитанники будут

знать:

правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

серии дорожных знаков и их представителей;

способы оказания первой медицинской помощи;

техническое устройство велосипеда.

уметь:

1. соблюдать правила дорожного движения;

2. читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

3. оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

· безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

· участия в конкурсах, соревнованиях;

· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Формы подведения итогов и контроля

1. проведение конкурсов: «Лучший знаток ПДД», «Лучший доктор Айболит», «Лучший юрист», «Лучший турист»,

2. соревнование по фигурному вождению велосипеда «Безопасное колесо»;

3. выставка детских рисунков «Я участник дорожного движения»;

4. Конкурс агитбригад «Мы вместе, за безопасность дорожного движения».

Условия реализации программы. Наличие в школе мультимедийного оборудования позволит при обучении детей использовать передовые инновационные технологии с применением компьютерных, теле-, видео- и аудио-программ, магнитной доски и другой учебно-материальной базы. Всё это в комплексе с практическими занятиями создаёт благоприятные условия для полного усвоения программного материала и получения глубоких и прочных знаний обучающимися по Правилам дорожного движения и привития практических навыков безопасного участия в дорожном движении.



Учебно-тематический план

Разделы программы

Количество часов

теория

Практика

1

Вводная часть

1

2

Дорожная безопасность.

Правила дорожного движения

6

7

3

Первая помощь при травмах

4

4

4

Туристские навыки.

1

2

5

Основы правовых знаний

2

1

6

Строевая подготовка

1

1

7

Прикладная физическая подготовка

1

1

8

Конкурсы, соревнования

2

Итого:

16

18

34



Содержание программного материала

Раздел I. Вводная часть

Актуальность изучения и соблюдения ПДД, правила оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП, цели и задачи. Содержания учебно-тематического плана, порядок изучения программы. Меры безопасности на занятиях.

Раздел II. Правила дорожного движения

Основные положения и понятия ПДД. Дорожные знаки и их значение, применение на занятиях метода наглядности. Обязанности пешехода, пассажира и велосипедиста. Регулирование движения автотранспорта и пешеходов. Практическая отработка фигурного вождения велосипеда. Работа по вопросам воспитания культуры безопасного движения. Создание возможных ситуаций на дорогах и способы их разрешений при помощи экзаменационных билетов по ПДД.

Раздел III. Первая помощь при травмах

Понятие травмы, виды травм. Автоаптечка, перевязочный материал, лекарственные травы. Техника оказания первой медицинской помощи при травмах. Организация ролевых имитационных игр.

Раздел IV. Основы правовых знаний

Уголовная и административная ответственность граждан за нарушение ПДД. Изучение статей 166, 167, 168, 264, 267 и 268 Уголовного кодекса РФ, соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях РФ. Уголовная (глава 14 УК РФ) и административная ответственность несовершеннолетних.

Раздел V. Строевая подготовка

Строи и их элементы. Управление строем голосом, с помощью рук, флажков и фонаря. Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Движение строевым шагом.

Раздел VI. Прикладная физподготовка

Упражнение для развития силы мышц (подтягивание, отжимание от пола). Преодоление полосы препятствий.

Раздел VII. Туристические навыки

Ориентирование на местности по приметам и ориентирам. Ориентирование по компасу. Определение сторон света по солнцу по часам и без часов. Измерение расстояния на местности. Узлы. Вязка узлов.

Раздел VII. Конкурсы и соревнования.

Безопасное колесо. Конкурс агитбригад.

Формы и средства контроля

Промежуточный контроль знаний осуществляется в ходе игр, викторин, конкурсов и соревнований. Итоговый контроль проводится в ходе игры «Безопасное колесо».

Средствами контроля являются: устный опрос, тестовые задания, практикумы.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

В целях получения глубоких и прочных знаний и навыков на занятиях используется следующая материальная база: компьютер, мультимедиа проектор, экран, цифровые образовательные ресурсы, видеомагнитофон, телевизор, магнитная доска по ПДД, настольные игры, стенды с дорожными знаками, подростковые велосипеды, элементы полосы препятствий для велосипедистов, плакаты, тесты по ПДД, автоаптечки, шины, жгуты, перевязочный материал, пневматические винтовки, спортивная полоса препятствий.

Дорожные знаки на подставках; двухколесный велосипед (самокат – для 1 года обучения); манишки цветные для выступления в соревнованиях; свисток и жезл (инспектора ПДД); аптечка.

Библиографический список

1. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007.

2. Архипов А.А. Страхование. – М., «Вита», 2008.

3. Гражданский кодекс. – М., ООО «Юркнига», 2006.

4. Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007.

5. Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М. «Атберг», 2008.

7. Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005. (раздел 1)

8. Правила дорожного движения. – М., «Атберг», 2008.

9. Рыбин А.Л. и др. Безобасность в дорожно-транспортных ситуациях. - М., Просвещение, 2008.

10. Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003.

11. Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008.

12. Смирнов А.Т. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителе, 5-9 кл, пособие для учащихся. – М., Просвещение, 2007.

13. Смирнов А.Т. Методика обучения правилам дорожного движения, 5-9 кл, пособие для преподавателя-организатора ОБЖ. – М., Просвещение, 2007.

14. Три сигнала светофора. – М., Просвещение, 1989.

15. Уголовный кодекс РФ. – М., «Юрайт-Издат», 2007.

16. Щвекова Н.В. Штаб «Светофор». – М., «Молодая гвардия», 1990.