Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ивыгина Т.И. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ивыгина Тамара Ивановна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Бетькинская средняя общеобразовательная школа", с. Бетьки

Библиографическое описание: Ивыгина Т.И. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Цель урока (для учителя):

Создание условий для открытий знаний о постановки запятой с однородными членами с союзами и,а, но;

Развивать внимание, речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Развитие навыков самоконтроля, саморефлексии.

Цель урока (для учащихся):

Получение знаний о постановке запятой в однородных членах;

Развитие метапредметные УУД;

Научиться работать в парах, группах;

Привитие интереса к получению и расширению знаний о русском языке.

Задачи: 1. Сформировать представление о запятой в однородных членах предложения с союзами и, а, но, учить различать постановку запятых в однородных членах предложения;

2. В процессе работы развивать внимание речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, формировать собственные умозаключения;

3. Прививать любовь и расширять имеющиеся знания о русском языке.

Оборудование: ёлочки для составления кластера; карточки для работы в паре, учебник, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся в процессе урока совершенствуют умение правильно писать предложения с однородными членами, ставить знаки препинания, доказывают правильность написания, пользуясь правилом

Метапредметные:

Личностные: развитие воображения, логического мышления, монологической речи, творческих способностей обучающихся; внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: использование знаково-символических средств, учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формировать речевые навыки, умение работать в группе, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, прислушиваться к мнению одноклассников, высказывать своё мнение, умение включаться в урок, во взаимодействие с учителем.

Регулятивные: актуализация знаний об однородных членах предложения, умение ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

I.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день! Приветствие гостей.

-Ребята, вы хотели бы найти клад? А что такое клад? (Ответы детей)

-Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Это… (Ответы детей)

- Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся.

II.Актуализация знаний и умений

1. -Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке.

-Какую тему изучили?

- Ребята, какой праздник приближается? (Новый год)

- Какие слова всё чаще звучат в связи с этим?

- Новый год – это семейный праздник, а значит подарки, смех, веселье. Люди готовятся к нему заранее: украшают свой дом, приглашают гостей, накрывают стол, загадывают желания. Перед новым годом люди задумываются о ом, что доброе случилось в их жизни, кого нужно непременно поблагодарить, у кого попросить прощения за обиду, сами прощают обиды.

- Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа и составим синквейн о Новом годе, используя однородные члены предложения.

«Новый год»

1 строка - существительное (тема)

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - предложение

5 строка – существительное (итог)

(Проверка)

- Назовите в своём пятистишии однородные члены предложения.

-Поясните свой выбор.

2. –Сейчас ещё раз повторим основные признаки однородных членов предложения. (Работа в группе. Составление кластера «Однородные члены предложения»

Выступление учащихся.



III. Выявление места и причины затруднения.

На слайде модели:

O,O,OO, O и O

O,а OO и O

O, но O

-Ребята, что это за схемы?

- Схемы одинаковые?

-Чем отличаются?

-Какие новые модели увидели?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Запись темы урока (на слайде)

-На какой вопрос вы хотели бы получить ответы?

Ответу на данный вопрос и посвятим наш урок

IV. Построение проекта выхода из затруднения

-Я вам предлагаю подняться по волшебной лестнице. Но мы не можем подняться, потому что ступени перепутаны. Давайте правильно расставим ступени – это и будет планом нашего урока.

На доске карточки, дети выбирают нужные.

Наблюдаем, сравниваем, применяем, делаем вывод, тренируемся, самооценка

1.Наблюдаем

2. Делаем вывод

3.Сравниваем

4.Применяем

5. Тренируемся

6.Самооценка

V. Реализация построенного проекта

1.Для наблюдения вы сейчас получите карточку с предложениями с однородными членами, соединенными союзами.

Вам надо, работая в паре, сделать вывод: перед какими союзами надо ставить запятые, а перед какими не надо их ставить. Всё это показать на схемах.

Работа в паре.

Понаблюдайте и сделайте вывод.

Какие знаки препинания ставятся, если однородные члены соединены союзами?

1.Волк погнался за зайцем, но не догнал.

Коля вышел в школу рано, но опоздал.

O но O

2.У Оли есть запасной карандаш, а не ручка.

Саша шёл быстро, а не бежал.

O а O

3.Дельфин последний раз вынырнул из воды и уплыл.

На уроках технологии ребята шьют и вяжут.

O и O

4.От порывов воздуха листья и кружились в воздухе, и неслись по дорожке, и вертелись волчком.

и O и O и O

Проверка.

-Кто готов сделать вывод?

- Проверяем, восстановите схемы (схемы на доске), объясняя постановку запятых (Учащиеся дают ответы, аргументируя их, вставляя запятые)

2. Сравним Ваши выводы с тайнами языка по учебнику на с.131

- Кто согласен?- просигнальте

-Кто не согласен? - просигнальте

-Поднимемся на следующую ступеньку.

VI. Первичное закрепление знаний

Применяем правило.

Выполняем упр. №1, стр.135.

-Какое задание надо выполнить?

-Списать. С помощью схем объясните постановку запятых.

-А те, у кого карточки с индивидуальным заданием, выполняют задание по карточкам

Индивидуальная карточка №1

Списать, поставить знаки препинания.

В зоопарке мы видели и слонов и тигров и львов и жирафов.

На деревьях распевали зяблики дрозды и скворцы.

Индивидуальная карточка№2

Списать, поставить знаки препинания.

1. В марте бывает и снег и дождь.

Спортсмен долго целился, но промахнулся.

Индивидуальная карточка №3

Списать, поставить знаки препинания.

1.Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.

2.На улице шёл не дождь а снег.

Индивидуальная карточка №4

Списать, поставить знаки препинания.

1.Взошло заиграло над лесом веселое солнышко.

2.Снег засыпал лесные дорожки тропинки и полянки

Проверка.

–Где в тексте вы внесли изменения? Почему вы так решили? Кто согласен?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в учебнике на с.135-136

Упр.2 с. 135-136

-Прочтите про себя задание. Что надо сделать?

-А какое задание предложили бы вы?

Проверка.

-Прочтите предложения. Были ли ошибки? Докажите.

- Какие знания закрепляли на уроке?

- Что мы должны усвоить, чтобы правильно писать предложения с однородными членами?

Самопроверка

Карточка самопроверки

Спишите предложения, поставьте, где необходимо, запятые.

Сначала подумай а потом сделай.

Эта работа трудная но интересная.

На уроке мы сегодня работали и отдыхали.

Мы много сделали но не устали.

Проверка. Слайд

-Кто выполнил без ошибок?

-У кого не получилось?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.Домашнее задание:

Выписать из учебника «Литературное чтение» пять предложений с однородными членами и составить схемы, с.131 выучить правила.

2) С.133 (учеб.) упр.4, с.131 выучить правила.

2. Наш урок подошёл к концу. Заполните карточки самооценки

КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ

Поставьте * рядом с записью, которая соответствует твоей работе на уроке:

а) работал самостоятельно без ошибок;

б) работал самостоятельно, но допустил ошибки;

в) работал, принимая помощь учителя и товарищей.

-Кто научился ставить правильно запятые?

-Кто испытывал затруднения?

Просигнальте ваше впечатление от урока. Сигналы

Спасибо за урок!