Библиографическое описание: Протасова Ж.Ф. Система использования проектной деятельности для формирования УУД младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.
«Если ученик в школе не научился ничего творить,
то в жизни он будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
В данной статье использован материал проблемно-реферативной работы, представленной мной на VII межмуниципальной научно-практической конференции обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций «Школьная исследовательская инициатива» и размещенным на сайте Урок.рф.
Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. Модернизация общего образования требует новую модель начальной школы. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Главной задачей НОО становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика – учить себя.
С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.
Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения, формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД [5,15].
Умение учиться для современного школьника подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению.
Познавательная ценность метода проектов в наши дни обусловливается, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и этот метод органично сочетается и с групповыми методами. А с точки зрения Е.С.Полат «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Для успешного существования в современном обществе человеку необходимо уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Это возможно благодаря проектной деятельности. Таким образом, формирование универсальных действий через проектную деятельность необходимо на первых ступенях начального образования.
Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов – это относительно сложный уровень педагогической деятельности. Если общеизвестные методы обучения состоят из традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то учебный проект есть нечто иное [2,5,24].
Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной или практической.
Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.
В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.
В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.
В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.
Структура деятельности учителя и ученика [1,18] отражены в таблице:
Таблица. Структура деятельности учителя и ученика
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Впервые с методом проектов я столкнулась в своей практике в 2008 году, выбрав для обучения УМК «Планета знаний». В основу содержания и структуру учебников были заложены современные педагогические технологии.
Вариативная часть учебников включала задания на расширение знаний по теме, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Важное место в вариативной части занимали задания на развитие творческих способностей [4,10]. Для выполнения таких заданий была необходима работа детей с источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями). В период обучения грамоте дети учились получать информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения заданий дети учились работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.
Таким образом, дети усваивали новые формы общения, приобретали умения получать новую информацию, разрешали простые конфликтные ситуации.
В учебниках имелись специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствовала расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формировала у них умение работать с информацией, развивала творчески и носила исключительно добровольный характер.
Некоторое время эта работа проводилась эпизодически. Было много неизвестного и непонятного.
Начиная работу с первоклассниками в 2008 году, выделила ряд проблем. Это низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, неумение следовать инструкции, неспособность выделить последовательность действий, невысокий уровень развития мыслительных операций.
Обдумывая эти проблемы, решила целенаправленно использовать вариативную часть учебников и работу над проектами по предложенным авторами УМК темам. Таким образом, дети постепенно погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, излагать свои мысли и применять все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому, начиная со второго полугодия, стала чаще вовлекать учащихся в проектную деятельность. С малышами проводились беседы: «Что такое проект», «Как выполнить проект», «Для чего нужен проект», «С чего начать работу над проектом», «Я выполняю проект», «Что получу в результате проделанной работы».
Первый проект стал шаблоном. В основном все ребята заинтересовались таким видом деятельности и включились в работу.
У родителей тоже возникали вопросы. На собрании они были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей. Им были предложены памятки. Родители определили оптимальные формы возможного своего участия (совет, творческая идея, информация, проявление заинтересованности).
К концу первого полугодия и в конце первого года обучения среди детей проведено анкетирование. Ребята оценивали своё отношение к работе над проектом. Анкетирование показало, что около 20-25% обучающихся могут самостоятельно работать над проектом; 35-40% по инструкции и оставшиеся ребята справятся с работой, прибегнув к помощи учителя или родителя.
Кроме того, было проведено наблюдение, итоги которого показали уровень сформированности ключевых компетенций (выбор темы, поиск информации, отбор материала, получение продукта, оценка результата работы).
Полученные данные результатов работы свидетельствовали о том, что, во-первых, в процессе реализации проекта совершенствовался уровень готовности школьников к проектной деятельности. Во-вторых, после многократного участия детей в проектной деятельности повышался, на мой взгляд, уровень компетентности. Значит использование проектного метода в школе эффективно.
С 2012 года и по настоящее время работаю по УМК «Школа России». Проектная деятельность осуществляется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Работа по использованию одного из инновационных методов обучения (метод проектов) постепенно усовершенствуется и усложняется.
Для проверки сформированности регулятивных умений, необходимых для реализации проектной деятельности использую методику диагностики А.К.Осницкого [3,202,211].
Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования.
К тому же, вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Библиографический список
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов технология компетентностного ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006 – 176 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005 – 80 с.
3. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности.- М.: Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010 – 232 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1- 4 классы УМК «Планета знаний» /ред. И.А.Петрова. – М.: – АСТ Астрель, 2007, -317 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Сведения об авторе
Протасова Жанна Францевна, учитель начальных классов, МБОУ Калачеевская СОШ № 6, Россия, Воронежская область, г. Калач.
«Если ученик в школе не научился ничего творить,
то в жизни он будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
В данной статье использован материал проблемно-реферативной работы, представленной мной на VII межмуниципальной научно-практической конференции обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций «Школьная исследовательская инициатива» и размещенным на сайте Урок.рф.
Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. Модернизация общего образования требует новую модель начальной школы. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Главной задачей НОО становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика – учить себя.
С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.
Так как в Федеральном образовательном Стандарте НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, то можно предположить, что эффективное использование проектной деятельности будет способствовать повышению качества образования и успешности последующего обучения, формирования у младших школьников социально значимого опыта, т.е. формированию УУД [5,15].
Умение учиться для современного школьника подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению.
Познавательная ценность метода проектов в наши дни обусловливается, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и этот метод органично сочетается и с групповыми методами. А с точки зрения Е.С.Полат «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».
Для успешного существования в современном обществе человеку необходимо уметь ставить перед собой цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Это возможно благодаря проектной деятельности. Таким образом, формирование универсальных действий через проектную деятельность необходимо на первых ступенях начального образования.
Как отмечает И.С.Сергеев, работа по методу проектов – это относительно сложный уровень педагогической деятельности. Если общеизвестные методы обучения состоят из традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то учебный проект есть нечто иное [2,5,24].
Во-первых, необходимо наличие социально значимой проблемы (задачи) – исследовательской, информационной или практической.
Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий (с проектирования самого проекта). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта. В разработке указаны конкретные действия, время деятельности и ответственные.
В-третьих, каждый проект обязательно предусматривает наличие исследовательской деятельности обучающихся, связанной с поиском необходимой информации, которая затем будет обработана, осмыслена.
В-четвёртых, результатом работы над проектом является продукт.
В-пятых, деятельность школьников завершается презентацией.
Структура деятельности учителя и ученика [1,18] отражены в таблице:
Таблица. Структура деятельности учителя и ученика
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Впервые с методом проектов я столкнулась в своей практике в 2008 году, выбрав для обучения УМК «Планета знаний». В основу содержания и структуру учебников были заложены современные педагогические технологии.
Вариативная часть учебников включала задания на расширение знаний по теме, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Важное место в вариативной части занимали задания на развитие творческих способностей [4,10]. Для выполнения таких заданий была необходима работа детей с источниками информации (справочниками, словарями, энциклопедиями). В период обучения грамоте дети учились получать информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения заданий дети учились работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат.
Таким образом, дети усваивали новые формы общения, приобретали умения получать новую информацию, разрешали простые конфликтные ситуации.
В учебниках имелись специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствовала расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формировала у них умение работать с информацией, развивала творчески и носила исключительно добровольный характер.
Некоторое время эта работа проводилась эпизодически. Было много неизвестного и непонятного.
Начиная работу с первоклассниками в 2008 году, выделила ряд проблем. Это низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, неумение следовать инструкции, неспособность выделить последовательность действий, невысокий уровень развития мыслительных операций.
Обдумывая эти проблемы, решила целенаправленно использовать вариативную часть учебников и работу над проектами по предложенным авторами УМК темам. Таким образом, дети постепенно погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, излагать свои мысли и применять все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому, начиная со второго полугодия, стала чаще вовлекать учащихся в проектную деятельность. С малышами проводились беседы: «Что такое проект», «Как выполнить проект», «Для чего нужен проект», «С чего начать работу над проектом», «Я выполняю проект», «Что получу в результате проделанной работы».
Первый проект стал шаблоном. В основном все ребята заинтересовались таким видом деятельности и включились в работу.
У родителей тоже возникали вопросы. На собрании они были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей. Им были предложены памятки. Родители определили оптимальные формы возможного своего участия (совет, творческая идея, информация, проявление заинтересованности).
К концу первого полугодия и в конце первого года обучения среди детей проведено анкетирование. Ребята оценивали своё отношение к работе над проектом. Анкетирование показало, что около 20-25% обучающихся могут самостоятельно работать над проектом; 35-40% по инструкции и оставшиеся ребята справятся с работой, прибегнув к помощи учителя или родителя.
Кроме того, было проведено наблюдение, итоги которого показали уровень сформированности ключевых компетенций (выбор темы, поиск информации, отбор материала, получение продукта, оценка результата работы).
Полученные данные результатов работы свидетельствовали о том, что, во-первых, в процессе реализации проекта совершенствовался уровень готовности школьников к проектной деятельности. Во-вторых, после многократного участия детей в проектной деятельности повышался, на мой взгляд, уровень компетентности. Значит использование проектного метода в школе эффективно.
С 2012 года и по настоящее время работаю по УМК «Школа России». Проектная деятельность осуществляется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Работа по использованию одного из инновационных методов обучения (метод проектов) постепенно усовершенствуется и усложняется.
Для проверки сформированности регулятивных умений, необходимых для реализации проектной деятельности использую методику диагностики А.К.Осницкого [3,202,211].
Только систематическая и целенаправленная работа над проектной деятельностью помогут обеспечить формирование УУД у младших школьников и создадут условия для повышения качества образования.
К тому же, вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить каждого ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Библиографический список
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов технология компетентностного ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006 – 176 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005 – 80 с.
3. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности.- М.: Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010 – 232 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1- 4 классы УМК «Планета знаний» /ред. И.А.Петрова. – М.: – АСТ Астрель, 2007, -317 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Сведения об авторе
Протасова Жанна Францевна, учитель начальных классов, МБОУ Калачеевская СОШ № 6, Россия, Воронежская область, г. Калач.