учитель-дефектолог
Гильмушарифова Людмила Владимировна
учитель-дефектолог
МАДОУ "ЦРР - детский сад 161", г. Пермь
Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире является очень актуальной и своевременной, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, к своей семье, добра и справедливости, любви к родному краю и Родине.
С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка является наиболее доступным материалом для формирования представлений об окружающем мире и для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).
Опыт работы с воспитанниками с ОВЗ показывает, что эти дети не осознают ценностей традиций своей семьи и культурного наследия своего народа. Они не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Особенностью этих детей является способность к подражанию. В то же время недостаточно развита произвольность поведения. Не умение планировать и контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, это может приводить к нежелательным поступкам.
Эти обстоятельства делают первостепенной задачей формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Учитель-дефектолог сначала знакомит с понятиями семья, дом, улица, город и делает это через знакомство со сказкой. Через сказку маленький ребенок получает первые представления о традициях и культуре своего народа.
Также в процессе совместной деятельности с воспитателем формируются навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, которые превращаясь в привычки, становятся нормой поведения. Однако работа педагогов не будет результативной и успешной, если она будет вестись только в рамках коррекционной группы. Обязательное условие – это взаимодействие с семьей, включение родителей в образовательное пространство по нравственно – патриотическому воспитанию ребенка.
Работая на группе компенсирующей направленности, наши воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья. Данная категория детей испытывает трудности в освоении нового материала, их представления о предметах и окружающем мире, чувствах и мотивах поступков своих и окружающих оказываются неточными и неполными. Также у детей снижена познавательная активность, нарушены речь и мышление. Решение этих проблем – это составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе и их социализации в обществе.
Стать гражданином своего города, края, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание патриотических качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как уважение к старшим, долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и познание окружающей действительности происходит через игру и чтение художественной литературы.
Опыт работы представлен в проекте «Сказка – как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Цель проекта: воспитание у детей любви к Родине посредством сказок и их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи в работе с детьми:
Познавательное развитие:
- создавать условия и формировать интерес к своей Родине через знакомство с русской народной сказкой;
- стимулировать познавательную активность;
-формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации и поступки героев;
- знакомить с пословицами и формировать умение соотносить их смысл с содержанием сказки и поступками героев;
- развивать внимание, память, мышление, воображение в процессе дидактических игр;
- привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды детской деятельности;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев;
- развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям сказок, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации и поступки героев;
- развивать эмоциональную выразительность, жесты, мимику;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Речевое развитие:
- формировать умение слушать сказку и следить за развитием ее содержания;
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слуховое внимание.
Художественно-эстетическое развитие:
- приобщать детей к народному творчеству через изобразительную деятельность;
- приобщать детей к традициям своего народа в процессе совместной театрализованной деятельности по сюжетам сказок.
Физическое развитие:
- развивать мелкую и общую моторику;
Задачи в работе с родителями:
- актуализировать представления родителей о семье, о ценности семейных традиций и их значении в воспитании нравственно- патриотических качеств у детей;
- включать родителей в образовательное пространство ДОУ по воспитанию нравственно - патриотических качеств у детей через совместную продуктивную деятельность (выставки, акции, конкурсы, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованной деятельности).
Задачи в работе с педагогами:
- изучить методическую литературу по теме и создать необходимые условия для знакомства детей с ОВЗ со сказками.
Для реализации проекта, мы выбрали несколько сказок, содержание которых доступно пониманию и соответствует возрастным особенностям детей с ОВЗ. С каждой сказкой мы знакомились и включали ее в различные виды деятельности в течение одного месяца.
В процессе совместной деятельности мы использовали следующие методы и приёмы:
Словесные методы: чтение произведений; вопросы по содержанию произведений, пересказ произведений, прослушивание аудиозаписей.
Практические методы: элементы инсценировки и театрализация; дидактические игры, подвижные игры; использование разных видов театра; посещение детьми других групп с предложением почитать книжку (Акция «Дружба начинается с улыбки!»).
Наглядные методы: показ иллюстраций, картин, игрушек, разных театров; элементы инсценировки; схемы и алгоритмы к сказкам; просмотр видеофильмов и буктейлеров; оформление выставок.
Содержание сказок включает три направления:
- Дружба («Кот, петух и лиса», «Теремок»);
- Семейные ценности («Репка», «Егорка и Манюшка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
- Нравственно - патриотические качества: гостеприимство, уважение («Заюшкина избушка», «Колобок», «Колосок»).
Знакомство со сказкой и работу по ней мы разделили на несколько этапов:
I этап - «Знакомство со сказкой» - включает в себя чтение или прослушивание сказки, беседу по содержанию и «беседу - рассуждалку» по пословице.
II этап - «Играем со сказкой» - включает в себя дидактические игры (на развитие внимания, памяти, мышления) и игры на развитие пантомимики и эмоционального интеллекта.
III этап - «Показываем и рассказываем сказку» - театрализованная деятельность с использованием различных видов театра, самостоятельное рассказывание сказки.
Проследить этапы и содержание работы можно на примере сказки пермского писателя Льва Кузьмина «Егорка и Манюшка».
Тема: Любовь к семье – эгоизм, послушание – непослушание, уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших.
Задачи:
- Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.
- Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.
- Развивать чувство ответственности за свои поступки.
- Учить детей быть послушными, приветливыми.
Этапы
Мероприятия
Ответств-й
I этап –
«В гости к сказке»
Егорка и Манюшка
- Просмотр с детьми буктрейлера по сказке и знакомство с детским писателем родного края (накануне совместного чтения).
- Повторное чтение и беседа по содержанию
- Беседа – рассуждалка по пословице:
«Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает».
- Работа с родителями:
Акция «Подари книжку со сказкой».
Учитель-дефектолог
Воспитатель
II этап –
«Играем со сказкой»
Дидактические игра «Что сначала, что потом», «Отгадай эмоцию», «Собери героя сказки».
Игры на развитие пантомимических навыков
Учитель-дефектолог
III этап «Показываем сказку»
Акция «Дружба начинается с улыбки!» (посещение детьми других групп с предложением обменяться и почитать книжку).
Оформление и пополнение книжного уголка в группе.
Театрализованная игра по сюжету сказки с использованием настольного театра.
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу нравственно – патриотического воспитания детей с ОВЗ посредством сказки. Сказка стала благодатным материалом для формирования нравственных и патриотических качеств, и послужила «пусковым моментом» для последующей коррекционной работы. Совокупность различных методов и приемов, предметная среда явились движущими силами нравственно - патриотического развития дошкольников.
В результате работы со сказками и обсуждения смысла пословиц, понимания поступков героев и их эмоциональных проявлений у детей повысился уровень знаний о семейных ценностях, о своем народе и его традициях.
Литература:
1. Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. – М.: Пресса, 2006.
2. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок - «Ленинградское издательство», 2003г.
3. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ / З.Л. Венкова, Н.В. Казанцева.- Пермь: ПКИПКРО, 2007.
4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух.// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
5. Сагитова А.Ф. Информационно-творческий проект «Ребенок в мире сказок».//Дошкольная педагогика. Февраль, 2016. – 24-28с.
6. Садилова О.А. Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков - М: 2005г.
7. Шорохова О.А. Играем в сказку. М.: 2006.