Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Родионова В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическое описание: Родионова В.С. Формирование здорового образа жизни младших школьников в проектной деятельности // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования здорового образа жизни младших школьников посредством проектной деятельности. Отражены основные понятия, педагогические условия, способствующие формированию данной темы. Затрагивается вопрос о необходимости создания научно-методического обеспечения формирования здорового образа жизни младших школьников в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, метод проектов, проектная деятельность, коллективный проект, научно-методическое обеспечение.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Поэтому уже в школе процесс обучения и воспитания детей необходимо ориентировать на формирование здорового образа жизни.

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает особую остроту в условиях экономического, социального, нравственного и экологического неблагополучия в современной России. Состояние здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Поддерживая мысль М. Песталоцци о высокой эффективности самостоятельного познания мира обучающимися, рассматривает использование проектной деятельности как одну из перспективных интерактивных технологий в формировании здоровьесберегающей компетентности у младших школьников.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познава-тельной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, что в контексте рассматриваемого вопроса является основополагающим.

В рамках процесса воспитания проектный метод можно определить как воспитательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Несмотря на достаточную разработанность обозначенных проблем, можно выделить противоречие между достаточно широким освещением проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников в научной литературе и недостаточной обоснованностью педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников в проектной деятельности.

В последствие данной проблемы в России осуществлялось реформирование системы образования: во всех программных документах – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года; Федеральная целевая программа развития образования. План действий по модернизации общего образования – подчеркивается, что современная школа должна соответствовать не только целям опережающего образования, обеспечивать успешную социализацию детей с разным уровнем личностного потенциала, состоянием здоровья, но и создавать здоровьесберегающую, здоровьеформирующую среду [3].

Большинство отечественных специалистов в области здоровьесбережения учащихся (Л.В. Баль, М.М. Безруких, А.В. Гладкий, А.Г. Ильин, И.А. Колесникова, Л.М. Кузнецова, В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев, Л.Ф. Тихомирова и другие) обозначили важнейшими причинами неблагополучия здоровья школьников недостаточность их физической активности, приводящей к гиподинамии и другим нарушениям здоровья; стрессогенные (дидктогенные) условия проведения урока и оценивания знаний детей; перегруженность учебных программ всех уровней фактологической информацией и чрезмерной иненсификацией образовательного процесса, вызывающие переутомление и дистресс; невозможность или неспособность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учетом психологических и физиологических особенностей и состояния здоровья; несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса; неправильная организация питания учащихся в школе; низкий, слабо формируемый школой, уровень культуры здоровья учащихся и их родителей [1].

Говоря о факторах риска, влияющих на здоровье детей, мы подразумеваем постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамию и гипокинезию, несбалансированное питание, избыточную массу тела, и наоборот, недостаток веса, нерациональную организацию внутришкольной среды (содержание, структура, технология и организационные формы учебно-воспитательного процесса), употребление различных психоактивных веществ, вредные привычки и многое другое.

Наиболее полным нам представляется определение здоровья В.В. Колбановым: "Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью" [3].

В научной литературе сущность понятия «здоровье» представляется в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

Соответственно, второй частью понятия "здоровый образ жизни" является понятие "образ жизни". Существуют разные подходы к определению этого понятия.

В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Как отмечает И.И. Соковня-Семенова, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах [5].

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов:

1) Преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;

2) Способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

3) Формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством;

4) Познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания;

5) Коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.);

6) Медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека [4].

Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии "здоровый образ жизни", который объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категорий «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье. Проблемы содержания, формирования здорового образа жизни, его сущностных характеристик рассматривали отечественные ученые в различных аспектах: физического воспитания (Л.П.Греев, А.П.Матвеев, С.Б.Шарманова и др.), гигиенического (И.И. Соковня-Семенова, Г.Н.Сердюковская), нравственного (О.С.Богданова, И.С.Марьяненко, И.Ф.Харламов и др.). Вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни в контексте педагогической валеологии рассматривают Г.К,Зайцев, Т.А.Тарасова, Л.Г.Татарникова, Б.М.Чумаков, в контексте воспитания экологической культуры личности – З.И.Тюмасева, И.В.Цветкова.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальной продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологиче-ских ситуаций.

Формирование здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в младшем школьном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества. Главным результатом здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям [3].

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников многие авторы трактуют как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений младших школьников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья [6].

Именно в младший школьный период формируются навыки здорового образа жизни, навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем человека. Как указывают эксперты ВОЗ, у детей происходит постепенный переход от безоговорочного принятия норм поведения и правил, установленных взрослыми, к стадии критической оценки этих норм, когда ребенок непосредственно осуществляет самостоятельный выбор, наблюдается период смятения в отношении своего «я»; дети склонны к глубоко эмоциональным взаимоотношениям со своими сверстниками и очень нуждаются в их одобрении, наблюдается отчужденность от родителей; отмечается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда обретается или предоставляется правовая и социальная независимость [2].

Отношение младшего школьника к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение обучающегося к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Одним из условий формирования потребности в здоровом образе жизни являются санитарно-гигиенические условия, в которых воспитывается младший школьник, находясь в школе и дома. Микросреда образовательного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.

Вторым по важности условием формированием потребности в здоровом образе жизни у младших школьников является наличие в образовательном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение обучающимися комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям и т.д.

Третьим условием формирования потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Таким образом, необходимо с младшего школьного возраста формировать мотивации к самосовершенствованию личности, в осознании им ценности своей жизни и ответственности за свое здоровье. Это возможно осуществить через передачу знаний, навыков и опыта, соответствующих их возрасту и уровню развития, по принятию благоприятных для здоровья действий. Работа должна вестись по двум направлениям: во-первых, укрепление и сохранение здоровья; во-вторых, за счет введения образовательного компонента, привлечения и освоения нестандартных и нетрадиционных методик.

Исходя из этого, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологиче-ских ситуаций и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда следует, насколько важно, начиная с младшего школьного возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Организация проектной деятельности не является принципиально новым методом обучения в мировой педагогике. Проектная деятельность, как метод обучения возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

На формирование здорового образа жизни у младших школьников будет оказывать влияние использование проектной деятельности.

Е.С. Полат дает следующие определения понятиям «проект» и «метод проектов»:

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.

Метод проектов – совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [2].

По мнению И.К. Сергеева, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [4].

По Б.Н.Чумакову, основными достоинствами проектной деятельности в формировании представлений о здоровом образе жизни у младших школьников являются:

- усвоение и использование правил здорового образа жизни носит осознанный характер;

- понимание необходимости выполнения правил для здоровья;

- формирование практических умений и мотивов выполнения правил окрашено положительными эмоциями;

- развитие самоконтроля;

- возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

- возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность;

- самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения;

- развитие умение наблюдать, слушать;

- развитие способностей обобщать, анализировать;

- формирование умения увидеть проблему комплексно.

Чтобы использование правил носило стойкий и осознанный характер

необходимо изменять условия для их выполнения [7].

Данный вид деятельности дает больше возможностей для физического и социального включения учащегося в работу с группой одноклассниками, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться. При подведении итога деятельности педагогу следует выделять правила, к которым учащимся необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.

Учитывая наглядно-образный характер мышления школьников, Г. Ц. Царегородцев считает, что в проекте нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил:

-моделирование;

-экспериментирование;

-создание проблемных ситуаций;

-проведение опытов;

-рассматривание иллюстраций;

-знакомство со схемами;

-игры и игровые упражнения [5].

Любая деятельность учащегося в рамках проекта носит оздоровительную направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и поддержания своего здоровья.

Актуальной проблемой является выбор средств формирования здорового образа жизни в образовательном процессе. Коллективный творческий проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры и т.д.).

За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. В результате выполненное учащимися индивидуально складывается как мозаика в общее дело. В процессе коллективного проекта учащиеся приобретают становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья. В основе проектирования лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование здорового образа жизни младшего школьника.

Коллективная творческая деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

Коллективные творческие проекты могут осуществляться с привлечением родителей, учителей.

Педагогический процесс, особенно в начальной школе, невозможно представить без постоянного взаимодействия учителя и родителей. И от того, насколько грамотно построена работа с семьей, напрямую зависит конечный успех обучения и воспитания как каждого ученика в отдельности, так и всего классного коллектива.

Работа с родителями учащихся как неотъемлемая часть педагогического процесса в начальной школе. Родители по сути являются первыми учителями своего ребенка; учитель заменяет ребенку родителей, одна из важнейших задач его работы – сделать максимально комфортным пребывание ребенка в школе, превратить класс во второй дом, где ученик чувствует себя спокойно, уверенно, где к нему предъявляются понятные для него требования.

Возраст 7-11 лет – ключевой, фундаментальный для формирования личности ребенка, поэтому именно в начальной школе взаимодействие классного руководителя с родителями играет первостепенную роль. Формирование личности не может происходить только в школе или только в семье – школа и семья одновременно формируют личность ребенка.

На протяжении младшего школьного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Чем раньше с ребёнком начнут заниматься, тем больше творческих способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит.

Проектная деятельность — это один из видов активного метода обучения и ещё одно эффективное средство формирования здорового образа жизни младшего школьника. Эффект усилится, если будет организована деятельность, совместная с родителями, как с людьми, наиболее значимыми в жизни каждого ребёнка. Работа над проектом способствует формированию у учащихся навыков социального взаимодействия — способности и готовности работать совместно, способности к коллективному взаимодействию и, как к его высшему типу, - коллективному творчеству. Кроме того, совместные детско-родительские проекты укрепляют связь семьи и школы, открывают новые полезные формы досуга, способствуют личностному и интеллектуальному росту детей.

Под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности».

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что наиболее эффективным средством формирования здорового образа жизни у младших школьников является проектная деятельность.

Проектная деятельность — это один из видов активного метода обучения и ещё одно эффективное средство формирования здорового образа жизни младшего школьника. Эффект усилится, если будет организована деятельность, совместная с родителями, как с людьми, наиболее значимыми в жизни каждого ребёнка. Работа над проектом способствует формированию у учащихся навыков взаимодействия — способности и готовности работать совместно, способности к коллективному взаимодействию и, как к его высшему типу, - коллективному творчеству.

Рассматривая формирования здорового образа жизни младших школьников в проектной деятельности, особое внимание стоит уделить научно-методическому обеспечению его развития. Это является одним из главных средством повышения качества образовательного процесса.

Для рассмотрения и изучения понятия научно-методическое обеспечение мы рассмотрели ряд научных работ.

Т.П. Казакова научно-методическое обеспечение понимает, как совокупность нормативных, программных, дидактических, критериально-оценочных материалов, направленных на повышение эффективности деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности субъектов образовательного процесса (студенты, преподаватели, вуз, работодатели) и адекватных социально-экономическому развитию государства [19, с. 45].

В.А. Бордовский указывает, что управление инновационными процессами развития образования на современном этапе развития системы образования обусловливает появление новых функций, связанных с построением организационно-методического обеспечения инновационных процессов.

Рассматривая научно-методическое обеспечение с таких позиций, мы можем сделать вывод, что научно-методическое обеспечение – это совокупность процессов, включающих в себя научную, методическую, информационную, психологическую поддержку, осуществление систематического влияния на повышение качества образования и решения социально-воспитательных задач.

Для повышения уровня формирования здорового образа жизни у младших школьников в проектной деятельности следует спроектировать педагогическую модель.

Нами была разработана модель научно-методического обеспечения формирования здорового образа жизни у младших школьников в проектной деятельности (рис.1).

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель – повышение уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Методологическая основа: системный подход, деятельностный подход

Принципы: целостности, индивидуально-личностной ориентации

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Программа формирования здорового образа жизни у младших школьников в

проектной деятельности «Азбука здоровья»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Педагогические условия

1

разработка и внедрения программы по формированию здорового образа жизни младших школьников

2

использование проектной деятельности на основе разработки детьми коллективных проектов

3

взаимодействие педагога, обучающихся и родителей в разработке и реализации проектов

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Когнитивный

Мотивационно-потребностный

Деятельностный

Показатели сформированности здорового образа жизни у младших школьников

Наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье

Проявление интереса к знаниям относительно здорового образа жизни, желание принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности

Использование знаний и практических умений в области здорового образа жизни

Уровни формирования здорового образа жизни у младших школьников

Высокий

Средний

Низкий

Результат – положительная динамика в формировании здорового образа жизни у младших школьников

Рис.1. Модель научно - методического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников в проектной деятельности

Все компоненты структурно-функ-циональной модели располагаются последовательно, взаимно дополняют друг друга, составляя при этом целостный процесс формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста. Компоненты включают в себя определенные содержания, которые более подробно формируют исследуемый процесс.

В модели научно-методического обеспечения выделены следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативно-оценочный.

Известно, что именно цель определяет структуру и функции как всей системы в целом, так и ее отдельных элементов. Цель данной модели – повышение уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников.

Методологической основой раскрытия и реализации программы «Азбука здоровья» являются следующие принципы:

1) Мы применили системный подход, который предполагает формирование представлений о здоровом образе жизни, осуществление его через проектную деятельность детей младшего школьного возраста в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагает использование различных видов и форм работы с обучающимися, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

2) Деятельностный подход в данной работе учитывает, что формирование здорового образа жизни осваивается с детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач возможно только при объединении усилий всех специалистов общеобразовательного учреждения.

3) Принцип целостности выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

4) Принцип индивидуально-личност-ной ориентации предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и группы, планирует развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.

Организационно-деятельностный компонент предполагает выбор форм и методов воздействия на обучающихся, а также выделение педагогических условий эффективной реализации модели.

Авторская программа: «Азбука здоровья», целью которой является повышение уровня сформированности здорового образа жизни обучающихся.

Комплексная деятельность по формированию здорового образа жизни: проведение консультаций, организация совместных проектов, дистанционная поддержка, диалоговое общение. Данные мероприятия позволят педагогам повысить уровень качества преподавания по проблеме формирования здорового образа жизни.

Анализ может проходить по следующим направлениям

- материально-техническая база, которая влияет на форму проведения работы в данном направлении;

- нормативная документация (регламентирует деятельность образовательного учреждения, определяет объем работы);

- желаемый результат (определение направлений деятельности в рамках темы исследования).

Для всех субъектов, включенных в деятельность, этот этап демонстрирует направления совместного труда по формированию здорового образа жизни.

Результативно – оценочный компонент раскрывает эффективность реализации модели формирования здорового образа жизни. Оценка производится путем сопоставления результатов начальной и заключительной диагностики.

Наиболее достоверными показателями успешности будут являться полученные статистически значимые результаты. Необходимо обратить внимание на тот факт, что на достоверность результатов может повлиять и сам диагностический инструментарий, поэтому он должен быть подобран с учетом возраста младших школьников.

Таким образом, модель научно-методического обеспечения в проектной деятельности предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов, демонстрирующих нам порядок и режим внедрения данной модели.

Библиографический список

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт,– М.: Наука, 1990. – 312с.

2. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. - с. 57.

3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы.- 1995.- №6,- С.9-17.

4. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе / С.М. Десятов: Дисс.. канд. пед. наук. — Тобольск, 1999. – с.198.

5. Джонс Дж. К. Методы проектирования. - М., 1986.- 211с.

6. Лыкова В.Я. Педагогика здоровья / В.Я. Лыкова. Смоленск: СГИИ, 1999.- 96 с.

7. Науменко Ю.В. Концепция образования, формирующего здоровье школьников / Ю.В. Науменко // Директор школы. 2004. — №5. - С. 85-92.

8. Степанов А.Д. Критерии ЗОЖ и предпосылки его формирования. / А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин // Советск. Здравоохр-е. 1981, № 5. — С. 6.

Сведения об авторе

Родионова Валерия Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 31", Россия, Вологодская область, г. Череповец.