Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Комаркова Т.С. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комаркова Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21, г. Таганрог

Библиографическое описание: Комаркова Т.С. К вопросу о формировании ключевых предметных компетенций в системе начального образования // Современная начальная школа. 2020. № 11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/11.pdf.

Отличительными изменениями конца XX − начала XXI века в характере образования является направленность целей, содержания образования на «свободное развитие человека», на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности в различных сферах общественной жизни. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь серьезная и важная задача российского образования. Классик российской литературы Л.Н. Толстой писал, если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.

В качестве главного результата процесса обучения «Стратегия модернизации образования» рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, в котором мы живем. В этой связи координально меняется парадигма российской системы образования, от знаниевой составляющей, переходит к компетентностной, к формированию универсальных способов действий. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, продуктивной адаптации человека в этом мире, вызывают необходимость обеспечения такой системы современного образования, которая приводит к полному, личностно и социально-ориентированному интегрированному результату процесса обучения.

В современном обществе на рынке труда востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество личности, как обладание профессиональным универсализмом, заключающимся в способности менять сферы и способы деятельности в зависимости от реальной действительности. Существование формулы перехода от хорошего специалиста к хорошему сотруднику является основой востребованности современного рынка труда.

В Концепции модернизации российского образования обозначена задача подготовки компетентного специалиста на уровне мировых стандартов. Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, причём в качестве результата образования выступает не объем усвоенной информации, а способность субъекта обучения принимать адекватные способы решения проблемы в учебно-практической деятельности, различных современных ситуациях.

Исходя из психолого-педагогических исследований современных специалистов (А.В.Хуторской, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова и др.) под ключевыми компетентностями понимаются определённые обществом, самой личностью способности, умения, способы деятельности, которые помогают человеку в любой конкретной ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

В настоящее время одним из направлений обновления образования является формирование и развитие ключевых компетенций субъекта образовательного процесса. Мы под ключевыми компетенциями субъекта обучения будем понимать способность самостоятельно действовать, принимать адекватные ситуации решения возникших в учебной деятельности проблем. Опыт практической деятельности показывает, что у субъекта обучения компетенции проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана она (компетенция) с мотивацией на непрерывное образование. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результат образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих, выступает в современной системе образования России понятие «компетенция» или «компетентность», «ключевая компетенция». Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: СВЕ) формировалось в 70-х годах прошлого века в Америке. В 1965 году Н. Хомский предложил истолковать понятие «компетенция» применительно к теории языка, он писал: «Мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию.

В настоящее время термин компетенция/компетентность широко используется в профессиональном управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению и др. Понятие компетентность в современном обществе трактуется как компетенции, состоящие из отдельных компонентов – ключевых компетенций, многие из которых относительно независимы друг от друга. Некоторые компоненты компетентности относятся к когнитивной сфере, другие – к эмоциональной, третьи – к нравственной, коммуникативной и др. Эти компоненты компетентности могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения субъекта в учебной и практической деятельности. При этом «виды компетентности» – это суть «мотивированных способностей» к тому, или иному виду деятельности. Компетенция, таким образом, представляет собой способность субъекта образовательного процесса адекватно ситуации использовать усвоенные знания, учебные умения, практические навыки для эффективного решения возникших задач в практической деятельности и повседневной жизни. Практическая ориентация современного образования должна формировать у субъекта образовательного процесса набор (систему) ключевых компетенций для всех предметных областей начальной школы (математики, информатики, окружающего мира, технологии и др.).

Помимо общих ключевых компетенций для всех предметных областей необходимо формировать у субъекта образовательного процесса, так называемые предметные компетенции, представляющие собой способности необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области. Предметные компетенции включают в себя узкоспециальные знания, особые предметные умения, навыки, способы деятельности. Например, математические компетенции представляют собой систему ключевых компетенций, заключающихся в способности структурировать данные проблемы, вычленять математические отношения задачи, создавать ее математическую модель, анализировать и преобразовывать созданную модель, интерпретировать полученные результаты и др. Таким образом, компетентность состоит из системы ключевых компетенций, необходимых для адекватного решения задач, возникающих в реальной жизни.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению Г.Н. Селевко, компетенция – это готовность субъекта обучения эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. При этом под внутренними ресурсами им понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. По сути компетентности – это качества, которые приобретает субъект через проживание ситуаций, через рефлексию опыта деятельности.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит в связи с модернизацией системы Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Из имеющихся определений термина «ключевая компетенция» нам близка следующая: ключевая компетенция – это компетенция, соответствующая условиям реализации, которые неограниченны, не слишком специфичны и являются до определенной степени универсальными способами действия.

Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций, формирования и развития ключевых предметных компетенций в системе начального образования.

Когда учащиеся владеют теоретическими знаниями, но испытывают значительные затруднения в практической деятельности, которая требует использования конкретных знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, то это означает, что они не владеют такими ключевыми компетенциями, которые способствуют формированию тех или иных понятий. Поэтому особое внимание в последнее время уделяется ключевым предметным компетенциям.

В сфере начального образования под ключевым предметным компетенциям мы будем понимать некоторую область обобщения знаний, универсальных способов деятельности и ориентации в информационном пространстве, применяемой для самоактуализации личности младшего школьника в различных проблемных жизненных ситуациях.

Практика работы показывает, что у младших школьников целесообразно формировать такие компетенции как:

– умение извлекать пользу из опыта реальной жизни;

– умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

– самостоятельное добывание знаний, используя различные базы данных, получать информацию, опрашивая окружение;

– критичное отношение к полученной информации;

– владение приемами познавательных учебных действий;

– умение противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях, аргументируя ее и др.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения предметными знаниями. В период обучения у него формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, чтобы ученик не только готовился к будущей взрослой жизни, но и жил в настоящем, он должен осваивать ключевые предметные компетенции с образовательной точки зрения. Поэтому в процессе обучения должны быть созданы такие условия, которые могут мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Школа на этом пути может и должна привить «вкус к учению», научить ориентироваться в мире, научить не бояться решать задачи разного характера и разной степени сложности.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на высокий уровень формирования ключевых компетенций учащихся. Учитель должен:

– изучить современные подходы к вопросу формирования ключевых компетенций учащихся;

– внедрить новые педагогические технологии, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся;

– разработать и внедрить систему мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся;

– усилить практическую ориентацию образования.

Покажем, как учитель начальной школы формирует у младших школьников систему ключевых предметных (математических) компетенций в процессе изучения темы «Периметр многоугольника».

Цели урока: закрепить способы нахождения периметра многоугольника; подвести учащихся к осознанию того, что периметр многоугольника не зависит от его формы (количества сторон) многоугольника.

Практическая работа по вариантам. Найдите периметр многоугольника, изображенного на рисунке разными способами.

I вариант (рис.1) II вариант (рис.2) III вариант (рис.3)



Чтобы решить задачу, учащиеся должны измерить длины сторон данного многоугольника. Для этого им следует вспомнить навыки измерения длин отрезков – сторон многоугольника, используя линейку: нулевое деление на линейке должно совместиться с началом измеряемого отрезка – длины стороны многоугольника.

Примечание: для простоты изложения на рисунках указаны длины сторон многоугольника (учащиеся получают многоугольники, длины сторон которых не указаны, они должны их измерить).

В соответствии с рисунками 1–3 на доске и в тетрадях записи:

1) 7+7+4=18 (см) 2) 5+3+3+3+2+2=18 (см) 3) 6+3+6+3=18 (см)

7×2+4=18 (см) 5+3×3+2×2=18 (см) 6×2+3×2=18 (см)

(6+3) ×2=18 (см)

– Как вы думаете, какой из способов нахождения периметра каждого многоугольника является наиболее удобным, рациональным? Почему?

Учащиеся поясняют: 1) для многоугольника на рисунке 1 наиболее удобным является следующий способ нахождения его периметра: 7×2+4=18 (см), так как запись короче и способ вычисления проще; 2) для нахождения периметра многоугольника, изображенного на рисунке 2 наиболее рациональным является следующий способ записи: 5+3×3+2×2=18 (см); 3) для нахождения периметра многоугольника, изображенного на рисунке 3, наиболее рациональным является следующий способ записи: (6+3) ×2=18 (см), легче выполнить действие в скобках и результат умножить на 2, чем искать периметр путем последовательного сложения длин его сторон или путем нахождения суммы произведений.

В результате совместного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что замена действия сложения умножением (где это возможно) при вычислении значения периметра многоугольника приводит к рациональному способу решения задачи, соответственно изменяется и форма записи решения, которая более удобна.

Продолжая работу, учитель спрашивает:

– Чем отличаются друг от друга данные многоугольники? (– Многоугольники отличаются количеством сторон, длинами сторон.)

– Что у данных многоугольников общего? Что их объединят? (– Периметры всех данных многоугольников равны 18 сантиметрам.)

– Какой вывод можно сделать о видах многоугольников и их периметрах? (– Периметр многоугольника не зависит от его вида, то есть не зависит от количества сторон. Треугольник на рисунке 1 имеет такой же периметр, как и четырехугольник (прямоугольник) на рисунке 3 и как шестиугольник на рисунке 2.)

В результате осознания ситуации, учащиеся приходят к выводу: результаты нахождения периметра различных многоугольников могут быть одинаковы при разных длинах сторон многоугольников.

Организованная подобным образом учебная деятельность учащихся активизирует их познавательное мышление и развивает такие ключевые компетенции как:

– умение решать задачи разными способами;

– искать рациональные способы решения задачи;

– уметь в ходе организованного учителем обсуждения поставленной проблемы осуществлять поиск рационального способа решения задачи;

– аргументировано обосновывать способ решения, формулировать собственное мнение и др.

В качестве закрепления приобретенных знаний, предлагается задание: Найти значение периметра квадрата, длина стороны которого равна а (см). Запишите всевозможные способы нахождения периметра квадрата. Записывают на доске:

а+ а+ а+ а; а×2+ а×2; (а+ а) ×2; а×4

– Какой из предложенных вами способов записи решения, является более рациональным? (– Наиболее рациональным способом записи нахождения периметра квадрата является случай: а×4.)

– Почему для нахождения периметра квадрата достаточно длину одной его стороны умножить на 4? (– У квадрата четыре стороны и длины его сторон равны.)

– Если дан шестиугольник, длина каждой стороны которого равна в сантиметров, то чему равен его периметр? (– Периметр этого шестиугольника равен в умноженное на 6.)

Аналогично находят периметр восьмиугольника, длина каждой стороны которого равна 3 см; периметр двадцатиугольника, у которого длина каждой стороны равна m см. Делают вывод: чтобы найти периметр многоугольника, у которого длины сторон равны, достаточно длину одной его стороны умножить на количество сторон.

Проведенный таким образом фрагмент урока представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся. Он направлен на формирование и развитие ключевых предметных компетенций, в частности математических компетенций учащихся и требует от учителя как глубоких методико-математических знаний, так и тщательной подготовки к уроку.



Следствием аналогично построенной (руководимой) учебной деятельностью являются сформированные способы действий, заключающиеся в приобретении младшими школьниками ключевыми предметными компетенциями, характерными признаками которых являются:

– умение думать и извлекать пользу из опыта, используя приобретенные ранее знания;

– умение решать возникшие проблемы, связанные с нахождением периметра многоугольников, имеющих разные и одинаковые длины сторон;

– умение внести свой вклад в решение задачи, применяя рациональный способ нахождения периметра многоугольника с разными и равными (одинаковыми) длинами сторон;

– умение организовывать взаимосвязь полученной информации о нахождении длины ломаной линии с выработкой навыка решения задач на вычисление периметра конкретного многоугольника;

– умение внести свой вклад в решение задачи, применяя рациональный способ нахождения периметра многоугольника с разными и равными (одинаковыми) длинами сторон;

– умение адекватно ситуации корректно, лаконично, математически грамотно мотивировать выбранный способ нахождения периметра многоугольника, развивать математическую речь.

Таким образом, овладение компетенциями становится целью и результатом процесса обучения. В общем, структура эффективности качества обучения в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения представлена нами следующим образом, где показана постоянная взаимосвязь компонентов образования:

Управление формированием и развитием компетенциями в учебном процессе, определяет его эффективность, то есть качество процесса обучения.

Библиографический список

1. Тихоннко А.В. Методико-математическая компетентность учителя начальной школы. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.

2. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса.– М., 1972.– (Пер-с англ. 1965).

3. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация.– Пер.с анг.–М.:«Когито–Центр», 2002.

4. Селевко Г.Н. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа: Российский педагогический журнал. – 2004. – N3.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М., 2002.

6. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. Особенности системы российского начального образования на основе компетентностного подхода.– Вестник ТГПИ.– Гуманитарные науки.– 2011.–№ 2.