Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Демкина С.С. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Демкина Светлана Сергеевна
учитель начальных классов, Государственное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Библиографическое описание: Демкина С.С. Профориентация в начальных классах // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.

Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные, пусть и много раз меняющиеся, цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.

Формы профориентационной работы в начальной школе.

1. Беседы с детьми и родителями;

2. Встречи с людьми разных профессий;

3. Экскурсии в музеи;

4. Классные часы по профориентации;

5. Оформление классного уголка и школьного стенда;

6. Сочинения, конкурсы, защита проектов;

7. Родительские собрания по профориентационной тематике;

8. Игры.

Разберем некоторые формы работы подробнее. Так как в жизни младших школьников на ряду с учебной деятельностью большое место занимает деятельность игровая, то целесообразно знакомить детей с профессиями в игре. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?» и т.п.).

Большую заинтересованность в профориентационной работе должны проявлять родители. Однако серьезно об этом начинают задумываться ближе к старшим классам. Но пробуждать интерес к вопросу профориентации можно начинать уже в начальной школе. Замечательно для этого подходят формы совместной работы детей, родителей и педагога. Например, всегда интересно проходят встречи с представителем той или иной профессии, а если он еще и является мамой, папой, бабушкой одноклассника, то для детей такие встречи становятся особенно значимыми. Еще один вариант работы-создание генеалогического древа профессий. Это не только познакомит детей с различными профессиями, но и поможет поддержать связь поколений, изучить историю семьи и сохранить семейные традиции.





Большой познавательный интерес школьников побуждают экскурсии в интересные места. Если использовать экскурсию как средство профориентационной работы, то возможности здесь безграничны. На многих промышленных предприятиях организованы экскурсионные программы. Школьники с большим удовольствием погружаются в атмосферу кондитерской фабрики или настоящего издательства, хлебозавода или фабрики игрушек. Сегодня школьники могут можно посетить мастер-класс в настоящей пиццерии или пельменной. Для детей созданы целые игровые комплексы, города профессий, где ребята смогут примерить на себя ту или иную профессиональную роль.

Конечно, может показаться, что начинать заниматься профориентационной работой в начальной школе преждевременно и бессмысленно. Ведь к моменту, когда ребенок вырастет, те или иные профессии могут уже быть невостребованными. Но задача такой работы в первую очередь не выбор профессии, а положительное отношение к труду в целом. Знакомясь с разными профессиями, пробуя себя в той или иной роли, ребенок должен понять, что «плохих», ненужных профессий нет, что любую работу нужно выполнять добросовестно, что к труду человека нужно относиться уважительно, будь то дворник или врач.