Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Воронина О.И. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Библиографическое описание: Воронина О.И. Готовность педагогов к взаимодействию с родителями посредством цифровых технологий (дошкольное и начальное образование) // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.

В последние годы наблюдается массовое внедрение цифровых технологий, как в школьное, так и в дошкольное образование. Процесс информатизации в образовательных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня применение цифровых технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии ребенка. Привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в образовательном учреждении и за его пределами.

Однако, традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности:

1. Ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций. В виду своей занятости родители не успевают отследить информацию в образовательном учреждении.

2. Отсутствие у педагогов возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям. Главная задача педагога находиться с детьми.

3. Родители активно используют социальные сети (в основном контакт) и мобильные приложения (Ватсап, Вайбер), создают в них группы, где обсуждают всевозможные вопросы (в основном касающиеся организации пребывания детей в учреждении). В таком взаимодействии роль педагога остается на заднем плане и родители не получают информацию в должном виде.

Проблема может быть решена, при условии - если педагог правильно организует взаимодействие с родителями, применяя в работе с ними цифровые технологии. В таком случае интерес родителей к совместной деятельности с образовательным учреждением возрастет и они станут активными участниками образовательного процесса, что в свою очередь повлияет на их удовлетворенность качеством образовательных услуг.

Каждое образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации для родителей на официальном сайте, в соответствии с Законом об образовании (статья 29).

Сайт способен увеличить результативность социального взаимодействия педагогов и родителей при воспитании и обучении детей. С помощью сайта можно довести до сведения родителей о новостях образовательной организации, намечающихся и прошедших мероприятиях в учреждении, осуществлять обратную связь, предлагать рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей и т.д.

Однако, до сих пор существуют неразрешенные вопросы: как увеличить компетентность педагога в области применения сайта, готов ли он (педагог) применять современные цифровые технологии в работе с сайтом для эффективного взаимодействия, какое содержание, формы и методы нужно и можно прилагать, используя сайт как средство взаимодействия с родителями. А также - не заменит ли данная форма уже имеющиеся традиционные формы взаимодействия педагога с семьѐй.

Недостаточная готовность педагогов к применению в своей деятельности цифровых (информационных) технологий проявляется в психологических проблемах, под которыми понимают совокупность ожиданий, действий и эмоциональных волнений педагога, где возникают отрицательные состояния, вызванные нововведениями, например, страх неудачи, тревога и другое. В связи с этим, педагоги воспринимают использование цифровых технологий как дополнительную нагрузку, которая требует затрат индивидуального времени педагога и усилий. Все это может не принести удовлетворения собственным педагогическим трудом. Поэтому, стоит отметить важное условие результативного использования цифровых технологий педагогом - это организация и поддержание мотивации у педагогов на использование инновационных технологий в профессиональной деятельности.

Подготовка педагогических работников к разработке и введению цифровых технологий в деятельность образовательного учреждения невозможна без интереса и помощи со стороны администрации учреждения. Пассивность административных работников может задержать всю работу педагога в области применения информационных технологий в своей деятельности.

Не стоит забывать о том, что современные родители информированы, компетентны, требуют к себе уважения, и весьма загружены. Поэтому им не интересна лишняя информация. Необходимо понимать о готовности родителей к информационному взаимодействию посредством сайта образовательного учреждения.

Традиционно родители получают информацию об образовании детей со стендов информации, папок-передви-жек, ширм, произведенных педагогами самостоятельно. Современная семья предпочитает получать информацию в сети Интернет. Родители являются участниками различных Интернет сообществ, сайтов, порталов и других Интернет - ресурсов. Поэтому, наряду с традиционными формами организации результативного взаимодействия семьи и образовательного учреждения острыми вопросами остаются формы взаимодействия на основе применения цифровых технологий.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для свободного введения в педагогическую практику свежие методические разработки, сосредоточенные на реализацию инновационных идей образовательного процесса. Преимущество их применения во взаимодействии с родителями содержится в следующем:

· минимальная затрата времени доступа родителей к информации;

· возможность демонстрирования документов, фотоматериалов образовательной организацией;

· обеспечение субъективного подхода к родителям;

· обеспечение диалога субъектов коммуникации (обратная связь, электронная почта, форум);

· расширение потоков информации;

· изучение информации в удобное время для родителей;

· онлайн-консультирование родителей.

Электронная почта - это не только удобный и быстрый, но и результативный способ общения с родителями, если есть доступ к сети Интернет.

Преимущество такого общения: адресность и конфиденциальность информации; постоянная обратная связь с семьей и наоборот, быстрая доставка нужной информации родителям, постоянная обратная связь родителей с администрацией, педагогами, специалистами образовательного учреждения.

Сайт работает как источник аналитической, образовательной, просветительской и наглядной информации. Он может служить для родителей ключом информации методического, образовательного или воспитательного характера. Сo страниц сайта рoдители мoгут пoлучить инфoрмацию o метoдах сбережения здoрoвья детей, их безoпаснoсти, правилах пoведения ребенка в семье и в oбществе, пoлезные сoветы пo oбучению и вoспитанию дoшкольников. Сайт пoзволяет рoдителям в реальнoм режиме времени oтслеживать успехи свoих детей, пoлучать инфoрмацию o прoблемах, вoзникающих в вoспитании и oбучении и сoветы, направленные на устранение кoнкретных прoблем вo взаимoдействии с детьми в группе. Вo мнoгих случаях oперативность в инфoрмировании рoдителей и педагoгoв oказывает решающее влияние на пoвышение эффективнoсти oбучения и вoспитания дoшкoльников.

Взаимодействие с родителями на основе цифровых технологий считается инновационным ресурсом, который позволяет расширить возможность оказания различным категориям семей своевременной многопрофильной помощи, быстро находить обратную связь с семьей, давать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.

Данная работа ведет к повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования цифровых (информационных) технологий, обновлению методов взаимодействия образовательного учреждения с семьей, публичности и открытости учреждения.

Итак, можно обозначить критерии результативности применения цифровых технологий педагогом во взаимодействии с родителями:

· Повышение уровня готовности родителей к информационному взаимодействию с помощью сайта образовательного учреждения.

· Повышение уровня компетентности педагогов в применении цифровых технологий.

· Инициативное участие родителей в организации образовательной деятельности дошкольников и учеников начальной школы.

· Удовлетворенность родителей деятельностью педагога, образовательным учреждением в целом.

· Наличие постоянной обратной связи между образовательным учреждением и родителями.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс по применению цифровых технологий педагогами во взаимодействии с родителями очень трудный, требующий установленных умений и знаний, психологическую готовность реализации совершенно иной формы взаимодействия. Конечно, традиционные формы и методы информационного взаимодействия педагога с родителями будут оставаться значимыми, но компетентное применение современных цифровых технологий может и разнообразить, и обогатить образовательный процесс, привнеся в него новизну.

Библиографический список

1. Карпов Е.Б. Место информационных процессов в формировании личности человека // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8—11 ноября 2005 г.). - СПб. - 2005 - С. 98-100.

2. Маринюк, А. А. Детский сад в интернете. Методическое пособие / А. А. Маринюк [и др.].– М.: УЦ «Пероспектива», - 2013 - С. 100

3. Минина А. В. Использование сайта в работе методического центра / А. В. Минина, О. Ф. Исса // Справочник старшего воспитателя. - 2012 - № 5 - С. 14-20.

4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, - 1994 - С. 50

5. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно–опосредованная коммуникация: теория и практика: Монография/ И.Н. Розина, - М.: Логос, 2005.

Сведения об авторе

Воронина Оксана Ивановна, старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга, Россия, г. Санкт-Петербург.