Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕВЦА

Январь 2021
Пуни Людмила Цезаревна,
преподаватель, учитель музыки,
ГБОУ СОШ № 8 «Музыка»,
Санкт-Петербург
Занятия академическим пением – сложнейший комплекс, объединяющий работу над развитием и воспитанием певческого голоса, выработкой певческих умений и навыков, сбалансированным дыханием и свободной артикуляцией, использованием средств музыкальной выразительности, таких как фразировка, динамическое разнообразие для создания яркого и запоминающегося художественного образа исполняемых произведений. Это многолетний кропотливый труд, который в качестве обязательного и необходимого элемента включает в себя вокальные упражнения.
Трудно переоценить роль распевания в процессе обучения вокалиста. Распевание перед пением выполняет три основных функции:
1. Распевание - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. Мы активизируем дыхательные мышцы, артикуляционный аппарат, разогреваем голосовые связки, которые становятся более послушными и лучше управляются. С помощью распевания мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от травматизма.
Общераспространенное название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но, мне кажется, это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы и т.п. Да, это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения певцу уже хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идет. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста) упражнения. Любая вокальная «звезда» имеет в своем распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» - не совсем тождественны, хотя и близки.
По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определенных усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные, «родные». Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.
2. Распевание — это комплекс вокальных упражнений. Эти упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но и помогают осваивать разнообразные певческие умения и навыки, решать различные вокальные задачи, например, такие как:
ü  развитие музыкального слуха, координации между слухом и голосом;
ü  освоение основного принципа голосоведения – кантилены;
ü  выработка ровности звучания голоса на всем диапазоне;
ü  расширение диапазона голоса;
ü  исполнение интервалов и скачков;
ü  исполнение различных штрихов;
ü  выработка подвижности голоса;
ü  исполнение мелизмов и украшений и т.д.
Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
3. Распевание позволяет певцу настроиться, сосредоточиться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически.
Для начинающих певцов используются упражнения небольшого диапазона: на одной ноте, в пределах терции, затем можно переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты. Нужно избегать большой длительности и высокой интенсивности занятия.
Длительность и сам набор упражнений определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
Вокальная работа с детьми подразумевает щадящее отношение к голосовому аппарату. Особенно важно корректировать нагрузку, работать в удобном для ребенка диапазоне в мутационный период.
Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие требования:
ü Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
ü Задачи, поставленные педагогом перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.
ü На начальном этапе обучения упражнения необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования
В упражнениях для детей можно использовать шуточные, детские тексты, сохраняя музыкальную основу упражнений для взрослых.
Пение определенного количества стабильных упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих устойчивых певческих навыков. Однако, необходимо периодически пополнять группу приемов, для постоянного вокального роста и развития ребенка.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимальный режим, одновременно тренируя соответственные мышцы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.
К распеванию, как и ко всякому другому разделу урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению основ певческого искусства. Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач.
В вокальной практике упражнения обычно делят на две группы:
ü  первая группа - упражнения направлены на подготовку певческого аппарата к работе в целом и освоение певческих умений и навыков;
ü  вторая группа - упражнения применяются в связи с каким-либо конкретным произведением и имеют связь с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения и направлены на преодоление технических трудностей при его исполнении.
Стоит отметить, что цель каждого упражнения должна быть понятна детям, только тогда они смогут активно работать над ним. Во время пения упражнений педагог должен быть предельно внимателен к ребенку, постоянно анализировать качество исполнения. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. Это приведет к росту его исполнительского мастерства в целом. При пении вокальных упражнений очень важна и техническая работа, и работа над музыкальной выразительностью. Тогда вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармоничный характер.