Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Игнатова Р.Г. ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ И РЕЛАКСАЦИИ»

Игнатова Роза Геннадьевна
педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара

Библиографическое описание: Игнатова Р.Г. Занятие по психологии «Обучение приемам саморегуляции и релаксации» // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Цель занятия: обучение методам саморегуляции, приемам расслабления; формирование у учащихся младшего школьного возраста умения управлять своим психофизическим состоянием.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- мотивировать учащихся на изучение эмоционального мира – собственного и своих одноклассников;

- развивать у учащихся умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.

Метапредметные УУД

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД:

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД:

- познакомится с практическими приёмами саморегуляции и релаксации.

Краткая характеристика участников мастер-класса: тренинговые занятия по обучению методам саморегуляции и приёмам релаксации посещают ребята с высоким уровнем тревожности, заниженной самооценкой и неспособностью к волевому напряжению, преодолению трудностей.

Форма проведения занятия: тренинг.

Оборудование: ваза с водой, декоративные камушки, поднос, калоши, карточки с ситуациями, карточки с методами саморегуляции.

Рекомендуемое количество участников: 6-12 человек.

Возраст участников: младший школьный возраст.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Педагог-психолог: «Добрый день, ребята. Рада видеть каждого из вас и дарю каждому улыбку. Буду рада видеть улыбку в ответ».

2. Разминка.

Педагог-психолог: «Ребята, сейчас я буду произносить фразы жестами, вам необходимо будет их повторить. Педагог – психолог задаёт ритм». Обучающиеся хором, вместе повторяют ритм, заданный педагогом-психологом.

3. Введение в тему занятия.

А) Упражнение «Кувшин эмоций».

Педагог-психолог: «Ребята, каждый из вас испытывает определённые чувства перед написанием контрольной работ, выходом к доске для ответа на уроке, возможным разговором с мамой о полученной «2». Предлагаю вам поделиться своими мыслями, эмоциями, чувствами и рассказать о них, взяв камушек и опустив его в сосуд с водой».

Каждый ребенок берёт по камушку и, называя свои чувства и переживания, опускает его в вазу с водой. Вода постепенно начинает выплёскиваться.

Педагог-психолог: «Видите сколько оказывается беспокойства вызывает предстоящая работа. Эмоции, как и вода из нашей вазы, выплеснулись через край. Но эти негативные эмоции влияют и на наше тело. Предлагаю понять, что же происходит с нами во время стресса».

Б) Упражнение «Контраст».

Педагог-психолог: «Ребята, сядьте, пожалуйста, поудобнее. Сожмите правую руку в кулак. Сжимайте крепче, с максимальным усилием, как будто собираетесь раздавить что-то своими пальцами! Через 10-12 секунд свободно бросьте руку на бедро, закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кисти и правом предплечье. Сконцентрируйтесь на этих ощущениях.

Обучающиеся каждый в своём ритме сжимают руку в кулаке и затем свободно бросают на бедро. Повторяют 2-3 раза.

Педагог-психолог:

- Какие ощущения вы испытали?

- Значит, что происходит с нашим телом во время беспокойства, стресса, волнения?

- Чему же нам необходимо научиться, чтобы чувствовать себя комфортно перед предстоящей работой?

4. Упражнения, позволяющие освоить основное содержание занятия.

Упражнение «Калоша счастья».

Педагог-психолог: «Ребята, может быть кто-то из вас знает сказку Г. Х. Андерсена «Калоши счастья»? Ответы обучающихся.

Педагог-психолог: «В этой сказке фее подарили волшебные калоши счастья, которые делают людей счастливыми. Фея решила эти калоши счастья подарить людям и тот человек, который одевал эти калоши, становился счастливым, оптимистичным и даже в самой пугающей ситуации мог увидеть что-то положительное. И я предлагаю вам примерить эти калоши счастья. Примеряя калоши, вы будете зачитывать ситуации и ваша задача будет воспринять эту ситуацию положительное, какой бы она отрицательной или пугающей не была».

Дети по очереди выходят, берут листок с ситуацией, надевают калоши, зачитывают ситуацию и дают свой положительный ответ на происходящее. Например:

1. При выполнении контрольной из-за волнения я не могу сосредоточиться на прочтении и выполнении задания.

2. Ребята будут смеяться надо мной, когда я выйду отвечать к доске.

3. Родители будут ругать меня, если я получу «2».

4. Учитель будет кричать на меня, если я не выполю домашнее задание.

Педагог-психолог: «Отлично, теперь вы как настоящие феи и волшебники умеете видеть даже в самой непростой ситуации что-то хорошее, жизнеутверждающее и весёлое. Но как же справиться со своим волнением, страхом, которые возникают перед подготовкой к ВПР или во время выполнения заданий? Что можно сделать «здесь и сейчас» для того, чтобы справиться со своим волнением, паникой, страхом, которые сковывают тело и мешают продуктивно справиться с заданиями? Разобраться в этом нам поможет Цветик-Семицве-тик».

Упражнение «Цветик-Семицветик».

Предлагаю каждому из вас вытянуть лепесток и прочитать, каким же способом можно совладать со своим волнением и беспокойством.

Обучающиеся подходят к педагогу, каждый отрывает по лепестку, затем каждый по очереди зачитывает способ саморегуляции и кладет лепесток цветка на поднос с водой, который использовался в начале занятия. Например:

1. Считайте медленно про себя от 1 до 10, концентрируясь на каждой цифре. Вы не должны думать ни о чем другом.

2. Дыхание. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием.

3. Скажи себе: «Я знаю всё, я выполню все задания, я уверен в своих знаниях»

4. Поделитесь своими переживаниями с близкими людьми.

5. Внутренний самоприказ: «Надо! Смелее! Вперёд!»

6. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.

7. Улыбнитесь, при улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при другом положении.

5. Рефлексия.

Упражнение «Я молодец…»

Педагог-психолог: Ребята, на сегодняшней встрече мы с вами поделились своими мыслями и чувствами, познакомились с приёмами саморегуляции и релаксации. И предлагаю завершить нашу встречу фразой «Я сегодня молодец, потому что…».

Каждый ученик по очереди говорит: "Я молодец, потому что на этом занятии... (узнал, открыл, понял, и т. д.) "

Библиографический список

1. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2001.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб.:Питер., 2001.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.:Просвещение,2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации – М., 2010.