Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Гимаева М.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ»

Библиографическое описание:
Гимаева М.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ» // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Цель урока: обобщить и закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную, групповую, парную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

· Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

· Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

· Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

· Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

· Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

· Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

· компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация

· раздаточный материал для парной и групповой работы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. 1 мин

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Добрый день, ребята. Меня зовут Марина Владимировна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Надеюсь на вашу поддержку и понимание, жду от вас полных, доказательных ответов. Помните, работая дружно слажено, мы с вами достигнем высоких результатов и справимся со всеми трудностями. А в этом нам поможет наше хорошее настроение и дружная работа.

- девизом нашего урока будут слова, прочитаем вместе (слайд): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.

- по ходу урока мы будем заполнять лист успеха

II. Актуализация знаний. 5 мин.

- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Внимание на слайд, что вы видите? Москва

-Запишите только пропущенную букву о.

Москва, девочка, учитель, собака, город. слайд

- А теперь проверим по эталону.

- Поднимите руки у кого все буквы записаны верно, поставьте 5 баллов в листе успеха, кто допустили 1 ошибку- 4 балла, 2 ошибки- 3 балла, 3 ошибки- 2 балла.

Задание

Баллы

1.

Словарный диктант

5,4,3 балла

2.

Работа в паре

3.

Работа в группах

ИТОГО



Найдите фишку синего цвета и приклейте на самый верхний кружок. Фишка синего цвета- САМ

- Прочитаем еще раз все слова. Как называются эти слова? Словарные.

- что значит словарные?

- Задайте вопросы к словам. На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают?

- Значит какой частью речи являются данные слова? (Имена Существительные).

- На какие две группы можно разделить слова. (одушевленные, неодушевленные)

- Какое слово лишнее? (Москва)

- Почему Москва? (потому что это название города, имя собственное). А остальные слова -это имя нарицательное. Как записывается слово? Для чего нужны заглавные буквы?

III. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. 2 минуты

- Используя ответ, определите тему урока? (Заглавная буква в именах собственных).

- Как вы думаете какая будет цель урока?

Цель: закрепить знания о написании заглавной буквы в именах собственных.

- Какие задачи поставим?

Задачи: повторить… правило правописания собственных имен существительных

Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).

Применить...... где они нам могут пригодиться? применить полученные знания в жизни.

IV. Первичное закрепление 2 минуты

- Для решения 1 задачи вернёмся к словам. Добавляются еще слова

девочка

Москва

учитель

Лилия

собака

Шарик

город

Авдеева Гульназ Ильшатовна

- Прочитайте слова первого столбика, что общего? (имена нарицательные)

- Прочитайте слова 2 столбика, что общего? (имя собственное)

- Какое задание можете предложить? Интерактивная доска.

- Установить соответствие. Проговаривают свои действия, почему. (Имя, отчество человека, название улиц, городов, кличка животного)

К собственным существительным относятся: крепим 3 карточки.

1. Фамилии, имена, отчества

2. Клички животных

3. Географические названия.

Фишка желтого цвета- папа

Работа в парах. Правило работы в парах. 3 минуты

- В каких еще случаях пишется заглавная буква в существительных вы вспомните, выполнив задание в группах.1 ряд (у каждой парты лежит одна картинка)

Посмотрите на картинки, прочитайте названия книг и журналов, запишите их.





В. Бианки «______________»;

А. Барто «_____________________»;

журнал «_______________»;

Г.Х. Андерсен «_____________________»;

журнал «___________________»;

журнал «___________________»;

С. Михалков «_____________________»;

-Какой вывод можно сделать?

Запомните правило: названия книг и журналов пишутся в кавычках и с заглавной буквы. Карточка на доску Названия книг и журналов

2 ряд (у каждой парты лежит одна картинка)

Угадайте сказочных героев, запишите их имена под картинкой___________________________________________________________________



Проверим: Золушка, Русалочка, Колобок, Маугли, Чебурашка, Айболит, Буратино, Карлсон.

-Какой вывод можно сделать? Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому они тоже пишутся с заглавной буквы.

Карточка на доску Имена сказочных персонажей

3 ряд (у каждой парты лежит одна картинка)

Угадайте названия созвездий, планет, спутника, запишите их под картинкой.



Солнце, Земля, Луна, Сатурн, Большая медведица, Рыбы

-Какой вывод можно сделать?

Названия астрономических объектов: созвездий, планет, звезд и спутников тоже всегда пишутся с заглавной буквы.

- Итак, какое правило мы вспомнили! (все имена собственные пишутся с заглавной буквы, все остальные имена существенные нарицательные пишутся с маленькой. К собственным существительным относятся на доске:

Фамилии, имена, отчества

Имена сказочных персонажей

Клички животных

Географические названия

Названия книг и журналов

Названия астрономических объектов

-ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ - ЭТО ОРФОГРАММА

решение задачи

Оценивание по баллам в листе Успеха. Если вы правильно записали слово, то ставите 1 балл, если нет 0 баллов.

Задание

Баллы

1.

Словарный диктант

2/1

2.

Работа в паре

1/0

3.

Работа в группах

ИТОГО



Фишка оранжевого цвета- мама

Физминутка 2 минуты

Если названные слова надо писать с заглавной буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте:

Барсик, котенок, город, Светлана, первоклассник, река, Ока, Унжа, собака, коза, Дружок, Зорька, воробей, урок, шарик (Шарик).

-Почему на последнее слово надо и присесть, и поднять руки?

- Переходим к реализации 2 задачи.3 минуты

- Оглянитесь, что вы видите? Имена людей. (расклеены по классу). Что такое имя? ИМЯ - это слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное с 12 рождения, чтобы к нему обращаться.

- Помогите собрать имена в классе.

Петя, Пётр, Денис, Дима, Дмитрий, Маша, Мария (на доске карточки)

- Можно ли какие-то имена считать одним и тем же именем. Какие? Назовите.

Петя- Пётр

Денис

Дима-Дмитрий

Маша- Мария

- Какое имя получилось без пары? Почему?

- Потому что это имя не имеет краткую форму.

- А когда человека называют полным именем.

- Знаете, что имя имеет своё значение. Кто знает значение своего имени. (Имя Марина - женская форма старинного редкого имени Марин, происходящего от латинского слова "маринус" - морской)

Чтобы узнать, как появились имена, фамилии и отчества вы поработаете с учебником. стр. 55 упр.95. 5 минут

- Прочитайте текст. Что узнали?

- Запишем выделенные слова с маленькой буквы в столбик.

имя ___________

фамилия___________

отчество_______________



- Рядом запишите своё имя, фамилию и отчество.

А что означает отчество?

Об этом нам прочитает Историческую справку................ (что дается от отца)

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляют его имя, указывается, чьими сыновьями и дочерьми они являются. Отчество всегда даётся по полному имени.



- Как же образовывались отчества? 2 минуты

- Образуем отчества при помощи частей слова.

- Какая часть слова нам поможет? ович, евич, овна

Петр ович

Денис овна

Дмитри й Дмитри евич

Маша- Мария

- А от женского имени можно образовать? Нет, почему?

- Какой вывод можно сделать? Что отчество можно образовать от имени отца.

- Решили ли мы с вами 2 задачу? Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).

V. Включение в систему знаний 4 минут

А теперь применим наши полученные знания.

Правило работы в группе. Правила работы в группе

Работа в группе.

1 группа- Гагарин

2 группа- Ломоносов

3 группа- Мустай Карим

1 группа

В детстве мальчик__________ любил стихи про лётчиков, самолёты, небо и раз даже выступал в городе_____________ на районном смотре самодеятельности и заслужил там книжку известного автора_____________________ и почётную грамоту. ______________________________________– русский летчик-космонавт, Герой Советского Союза, первый человек в мире, побывавший в космосе.

Слова для справок: Юра, Юрий Алексеевич Гагарин, Гжатске, С.А.Маршака

В этом году 12 апреля будет 60 лет, с тех пор как Юрий Гагарин побывал в космосе. Слайд

2 группа

_________________________________является символом российской науки, ученый, выдающийся поэт. На 12 году жизни он обучается грамоте, читать у священика _________________и это увлечение неожиданно стало главным в жизни подростка. Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в ___________ университета в городе________________.

Слова для справок: Михаил Васильевич Ломоносов, Семёна, России, Москве.

3 группа

___________________________знаменитый башкирский поэт и писатель. Уже в шестом классе он написал первые стихи, которые были опубликованы в газете «_____________________». За годы жизни Мустай Карим написал около ста поэтических и прозаических сборников, более десяти драм. Его именем названы многие государственные учреждения, улицы городов в ___________________. В биографии Мустая Карима особое место занимает его семья, супруга и двое детей: сын_____________ и дочь _______________.

Слова для справок: Мустай Карим, Юный строитель, Ильгиз, Альфия, Башкортостане

Оценивание по баллам в листе Успеха.

-если группа работала дружно и не было ошибок- 2 балла

-если не было ошибок, но были ссоры, конфликты- ставим 1 балл

-если команда не справилась с задание- 0 баллов.

Задание

Баллы

1.

Словарный диктант

5/

2.

Работа в паре

2/1

3.

Работа в группах

2/1



- Благодаря чему они стали знаменитыми? Благодарю своему трудолюбию, любви к своему делу. А ведь всё зарождалось в семье. Действительно, дети перенимают от родителей не только внешность, но и культуру поведения, манеры, жизненную философию. И ваша семья- это близкие и родные люди, те, которых вы любите, с кого берете пример, о ком заботитесь, кому желаете добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Фишка красного цвета цвета- бабушка, дедушка 3 минуты

- Возьмите фишки, приклейте Семья бывают разные, большие, как семья Чиполлино и маленькие, как семья Буратино. В одних могут быть 1 родитель и 1 ребенок, а в других братья и сестры.

- Подпишите именах членов вашей семьи. (Я- Вася, мама- Марина, папа- Иван, бабушка, дедушка и т.д.)

-Что у вас получилось? Семья. Шежере- это родословная. Родословная — свод данных, описывающих происхождение тех или иных семей от других семей. Слайд

-А чтобы ваша семья была самая счастливая, нужно самое главное, это сохранение здоровья ваших родных. Слайд

-Поэтому 2021 год в Республике Башкортостан объявлен Годом здоровья и активного долголетия. Участвуйте вместе с семьей в различных спортивных мероприятиях.

VI. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) 3 минуты

Вернёмся к нашей цели и задачам.

Задачи: повторить… правило правописания собственных имен существительных

Развивать...... умение применять правило на письме (писать имена собственные).

Применить...... где они нам могут пригодиться? применить полученные знания в жизни.

пройти по задачам знаниевая

-Да, основную цель мы с вами выполнили благодаря тому, что вы работали дружно, слажено.

Оценивание по баллам в листе Успеха.

Задание

Баллы

1.

Словарный диктант

5/1

2.

Работа в паре

2/1

3.

Работа в группах

2/1

ИТОГО

9 баллов



9 баллов- 5

8-7 балла- 4

6-5 балла - 3

VII. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

1 ур. Повторить правило стр.53

2 ур. Выполнить упражнение в Яндекс учебнике.

3 ур. Узнать историю своей фамилии и записать.

Все, кто работал хорошо улыбнитесь, а кто чувствует, что может работать еще лучше поаплодируйте.

Мне было очень приятно с вами работать, а вам со мной? Спасибо вам за урок.