тьютор, учитель физики
МВСОУ "ВСОШ" г. Железногорск, Курская область
Цель: формирование активной жизненной позиции обучающихся, устойчивого познавательного интереса к предмету физика.
Задачи: пропаганда научных знаний и развитие интереса к изучению физики; стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей у детей; приучать к систематическим поискам решения заданий, головоломок; способствовать развитию наблюдательности, воображению; воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений; организация досуга обучающихся.
Предполагаемый результат: формирование у обучающихся элементарных знаний по физике: формирование нравственно – патриотического чувства в процессе реализации занимательных опытов; проявление детьми познавательной активности; представление возможности участникам мероприятия проявить свои имеющиеся знания, поучаствовать в занимательных опытах, проявить коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа. Каждый участник мероприятия за правильное объяснение или достойное дополнение уже сказанного получает 1 жетон (цветной) – 2 бала, если не полный ответ 1 жетон (белый) – 1 бал. В конце игры дети получат призы, а набравшие наибольшее количество балов грамоты. Грамоты предоставляет школа, а призы приготовили дети своими руками из бумаги и природного материала, во время консультации для проведения данного материала.
Ход мероприятия.
Оборудование и инструменты: цветная и белая бумага (плотная), ёмкость для воды, 3 баночки разной ёмкости, немного растительного масла, яйцо сварено вкрутую, яйцо сырое, соль; ножницы; шахматные фигуры; заранее изготовлена муха способом оригами, или способом аппликации.
Ведущий: Здравствуйте дети! Сегодня мы свами продемонстрируем несколько занимательных опытов, которые помогут вам использовать уже знакомые явления по физике на практике. Вначале мы проведём головоломки и опыты с бумагой.
Опыт 1. Головоломные размещения и занимательные перестановки.
«Чайный сервиз» (детям предлагается рисунок).
Стол разграфлен на 6 квадратов, в каждом из которых, кроме одного, помещается какой – ни будь предмет. Воспользуемся чайной посудой, можно другими предметами (шахматные фигуры – 5 штук) и разместил по квадратикам чашки, чайник, молочник как показано на рисунке (прилагаются). Необходимо поменять местами чайник и молочник, передвигая предметы из одного квадрата в другой и по определённым правилам:
- предмет перемещать только в тот квадрат, который остался свободным;
- нельзя передвигать предметы по диагонали квадрата;
- нельзя переносить один предмет поверх другого;
- нельзя также помещать в квадрат более одного предмета, даже временно.
Примечание. Эта задача имеет много решений, но интересно найти самое короткое, то есть обменять местами чайник и молочник за наименьшее число ходов. За выполнение данного задания обучающиеся получают 5 цветных жетонов.
Ответ: для удобства замените чайную посуду цифрами. Решение задачи представляется в таком виде, их следует передвигать на свободный квадрат: поменять 2 и 5 местами, 4, 2, 1, 3, 2, 4, 5, 1, 4. 2, 3, 4, 1, 5, 2. Задача решается в 17 ходов.
Опыт 2. «Плавающая бумажная рыбка».
Материал и инструменты: вырезанная из картона рыбка, ёмкость с водой, растительное масло.
Вырежьте из картона рыбку в длину до 10 см; найдите центр её тела, щёлкой в небольшой кружочек, а и соедините его с хвостом прорезной узенькой ав, как бы каналом (рисунок прилагается). Затем наполните ёмкость водой и положите туда бумажную рыбку так, чтобы одна сторона её немного намокла (хвост), а другая нет. Для выполнения данного опыта необходимо вырезать несколько рыбок.
Вопрос: необходимо заставить рыбку плавать, что для этого необходимо сделать?
Дети подходят и показывают ответ на поставленный вопрос.
Ответ: необходимо капнут каплю растительного масла в отверстие а. Рыбка поплывёт, вследствие противодействия.
Опыт 3. «Как сделать так, чтобы свежее яйцо плавало в воде».
Материал и инструменты: сырое яйцо, 3 баночки разного объёма (2 одинаковые), соль, вода.
Возьмите две небольшие банки А, Б и третью большую С. Наполнив банку А чистой водой, банку Б солевым раствором, С пустая.
Дети по очереди, желающие опускают яйцо в банку А потом Б и объясняют, что происходит с яйцо. В А – яйцо утонет, так как удельный вес больше удельного веса пресной воды, то есть плотность; Б – будет плавать на её поверхности или у поверхности в зависимости от концентрации соли в воде, то есть плотность солевого раствора больше чем плотность воды.
В банку С отливают воду из банок А и Б, а потом опускают яйцо. Яйцо будет находится внутри банки, потому что плотность воды и яйца будет равны или близки к этому.
Это опыт можно повторить с вареным яйцом. После проведения этих опытов можно сравнить результаты проделанных опытов. Для детей с ОВЗ проделываем только с сырым яйцом.
Опыт 4. «Между делом» (ножницы, бумага).
Материал и инструменты: бумага (плотная), цветные карандаши, клей, ножницы.
Взяв полоску из бумаги, необходимо склеить так, чтобы муха, ползая по внешней стороне попала на внутреннюю сторону. Как это сделать?
Ответ: необходимо на одном конце бумажной полоски начертить линию красным карандашом, на другом конце синим карандашом, но на одной стороне полоске. После этого повернув синий конец полоски и наложить его на красный, приклеить, то получиться кольцо, по которому можно провести муху, изготовленную раньше. Она будет ползать, из внешней стороны полученного кольца попадёт во внутреннюю сторону кольца.
Опыт 5. «Между делом» (продолжение опыта 4).
Необходимо получившееся кольцо в опыте № 4 разрезать на две части так, чтобы получились два кольца сцепленные друг с другом. Как это сделать?
Ответ: необходимо кольцо разрезать вдоль по середине, тогда получится два сцепленных колец.
Опыт 6. «Решение задачи».
Задача. Определите сопротивление резистора, если за время 10 мин. через него проходит заряд 200 Кл. Напряжение на концах резистора равно 6 В.
Ответ: R = 18 Ом.
За верно решённую задачу команда получает 3 балла.
Ведущий. Спасибо! За отличную работу во время проведения мероприятия, ведь вы сами провели все предложенные вам опыты, узнали, что – то новое.
Рефлексия
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Вопросы учащимся:
Чему вы смогли научиться на мероприятии?
Что вас удивило?
Как вы думаете, пригодятся ли вам знания и умения, которые вы получили сегодня на мероприятии?
В конце мероприятия подчитываются баллы по жетонам полученными детьми при выполнении и объяснения опытов, вручаются призы и грамоты за 1, 2, 3 места.
Литература:
1. Я.И. Перельман. Весёлые задачки и головоломки. Москва. АСТ «Астрель» 2011г.
2. Том Тим. Научные забавы и занимательные опыты. Москва. АСТ «Астрель» 2011г.