педагог дополнительного образования
МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум", г. Череповец
По литературным данным существует несколько разновидностей социальных лифтов. К ним относятся спорт, бизнес, искусство, армия и война, семья, церковь [1] и брак. Но самым объемным и перспективным из социальных лифтов является, безусловно, образование.
В сравнении с другими социальными лифтами образование как двигатель индивидуумов по социальной вертикали имеет ряд преимуществ. Функциональность данного социального лифта не всегда зависит от моды, поскольку действие его обусловлено долгоживущими общественными потребностями. Образование порой позволяет радикально изменить свое положение в обществе и значительно превзойти социальный статус семьи, в которой вырос данный индивид [2]. Однако в образовании действие социальных лифтов также сталкивается с рядом проблем, обсуждение которых было и остается актуальным. Неразрешенность этих проблем в современной России приводит к тому, что реально лишь небольшой процент граждан может существенно повысить свой статус, воспользовавшись образованием как основным социальным лифтом [3].
Проблемы, возникающие при функционировании образования как социального лифта, не следует рассматривать только применительно к отечественному образованию. Как показывает практика, трудности и проблемы в образовании, в том числе и возникающие при осуществлении социальной мобильности через образование, получив распространение за рубежом, в скором времени естественным порядком возникают и у нас. Во многом это связано с тем, что заимствование зарубежного опыта (в общих чертах вполне оправданное) в ряде случаев приводит к воспроизводству на отечественной почве не только и не столько чужих достижений, сколько чужих проблем [4].
Для педагогов дополнительного образования научных обществ учащихся одной из ключевых задач стоит помощь учащимся в выборе будущей профессии и поступлении в ВУЗ.
В настоящее время в ведущих университетах и институтах страны проводятся научные конференции школьников, с целью привлечения одаренной молодежи в учебное заведение. В результате проведения таких мероприятий ВУЗы дают возможность получить дополнительные баллы к поступлению именно в данное образовательное учреждение, таким образом самостоятельно привлекая хороший контингент абитуриентов.
На базе МАОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» исследовательской и проектной деятельностью естественнонаучной направленности занимаются с момента открытия учебного заведения (6 лет).
«Кванториум» – это среда ускоренного развития инженерных, исследовательских навыков и изобретательского мышления детей на основе проектной, командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей.
За время осуществления образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе «Биоквантум Профи» обучение завершили более 30 учащихся. На выбор профессии исследовательская и проектная деятельность больше всего повлияла на Марию Беляеву и Анастасию Поспелову.
В научном обществе Мария за 1 год обучения стала победителем и призером конференций различного уровня (рис.1-6.).
Рис.1-6. Некоторые достижения Марии
Для поступления в медицинский ВУЗ необходим был средний балл за ЕГЭ (химия, биология и русский язык) не ниже 245. Для этого было принято решение собирать документы на целевое направление. Грамотно оформленное портфолио и высокий уровень достижений поспособствовали получению целевого направления. При подаче документов в Ярославский Медицинский Университет были добавлены баллы за призовое место на внутренней конференции для школьников и высокую результативность научной деятельности в НОУ.
На данный момент Мария (рис.7.) обучается на четвертом курсе в ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России.
Рис.7. выпускница Мария
Ее исследовательская работа в НОУ стала настоящим социальным лифтом в науку педиатрию. Мария интересуется хирургией, посещает кружок по детской хирургии. Отлично прошла 3 практики на базе Вологодской областной детской больницы № 2. На практике наблюдала за проведением различных операций, уже умеет делать различные виды инъекций, перевязки. В октябре 2022 г. сдала экзамены на медицинскую сестру и приступила к работе в Ярославской детской больнице в отделении детской хирургии.
Анастасия в НОУ занималась 3 года. Она исследовала стадии инкубации яиц. Проект был межквантовый. Проектной командой был создан инкубатор с необходимыми датчиками. Данное исследование отмечено дипломами различных степеней и уровней (рис.8-12.).
Рис.8-12. Некоторые достижения Анастасии
Самыми значимыми достижениями можно отметить победу в конкурсе «Потенциал Будущего», в котором ребята выиграли денежный приз, и победу в «Балтийском научно-инженерном конкурсе» в номинации «Выбор Бизнес-жюри».
Анастасия сейчас обучается в Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина на факультете ветеринарной медицины и битехнологии. Достижения в НОУ помогли Анастасии поступить по целевому направлению в данный ВУЗ.
Сейчас Анастасия студентка 3 курса. Летом 2022 года проходила практику в ветеринарной клинике «Амиго» г. Череповца, после чего была приглашена на работу в летний период (рис.13-14.).
Рис.13-14. Личные фотографии Анастасии
Примеры выпускниц Биоквантума подтверждают значимость обучения в НОУ, как профориентационного этапа формирования личности.
Литература
1. Романова К.С. Социальные лифты как средство социальной мобильности // Дискурс-Пи. 2015. № 2. С. 30-34.
2. Косинов С.С. Основные каналы социальной мобильности российской молодежи в современных условиях // Вестник КРУ МВД России. 2012. № 4 (18). С.91-97.
3. Селиванова О.А. Проблема деформации социальных лифтов в современной образовательной сфере // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. №9. С. 33-40.
4. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 126-131.