Библиографическое описание:
Медведева Е.В. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей.
Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.
Беседы являются одним из наиболее распространённых словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа – важное средство развития диалогической речи детей с нарушением зрения.
Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить детей самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми.
Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы. Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.
Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).
Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире.
Перед демонстрацией наглядности педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание. Во время демонстрации сюжетной картинки педагог сначала раскрывает детям общее содержание, а затем дети переходят к её детальному изучению.
Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. В начале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).
Следует учитывать, что при низкой остроте зрения (0,08 сотых – 0,2 десятых) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребёнку последовательно рассмотреть всё изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно объяснения по содержанию изображённого.
Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести её. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 десятых и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.
Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
- Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть (в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
- Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.
- Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её, обследовать с помощью осязания.
- В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.
- Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными предметами.
- При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
- Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности чётким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
- Проблема обучения и воспитания слабовидящих и слепых всегда будет актуальна. Существует огромное количество детей, имеющих разнообразные нарушения зрения, и причиной этого могут быть различные факторы.
Патология зрения может быть врожденной или приобретенной. Как бы то ни было, нарушенное зрение неизбежно повлияет на процесс развития ребенка, на его восприятие мира и на его адаптацию в социуме. У детей с нарушениями в развитии существует механизм «сверхкомпенсации» - механизм преодоления социально-психологической неустойчивости как результата патологии. Слепой или слабовидящий ребенок не лишен речи - а значит у него сохранен главный инструмент человеческого взаимодействия, и, следовательно, у него есть все возможности быть социально полноценным.
Необходимо отметить особую роль социальных факторов в развитии слепого или слабовидящего ребенка - они неразрывно связанны с воспитанием и обучением. С самого рождения ребенок непрерывно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая и является источником его развития. Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, заключающаяся в учёте всех физических и психологических особенностей слабовидящего или слепого ребенка очень важна, т.к. играет значительную роль в его дальнейшей социальной адаптации.
Библиографический список:
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебник для вузов / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07055-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515508 (дата обращения: 26.03.2023).
2. Бутакова, И. Н. Особенности организации коррекционной работы по развитию восприятия проостранства и навыков ориентировки у детей с нарушением зрения / И. Н. Бутакова // Логопедия сегодня: научно - методический журнал / Издательский дом "Образование Плюс". 2007 - 2013. 2011. № 4. С. 24-26.
3. Иванова, Е. А. Нарушение зрения как фактор возникновения специфических жизненных трудностей и негативных эмоциональных переживаний / Е. А. Иванова // Дефектология: научно - методический журнал / Российская академия образования; Институт коррекционной педагогики РАО. М. 2010. № 3. С. 71-79.
4. Лукашова, Л. В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения / Л. В. Лукашова // Специальное образование. М. 2009. № 4. С. 40-48.
5. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10211-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517621 (дата обращения: 26.03.2023).
6. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательных организациях: учебное пособие / составитель Н. Г. Минаева. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-8156-1135-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163518 (дата обращения: 26.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Медведева Е.В. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей.
Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.
Беседы являются одним из наиболее распространённых словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа – важное средство развития диалогической речи детей с нарушением зрения.
Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить детей самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми.
Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы. Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.
Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).
Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире.
Перед демонстрацией наглядности педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание. Во время демонстрации сюжетной картинки педагог сначала раскрывает детям общее содержание, а затем дети переходят к её детальному изучению.
Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. В начале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).
Следует учитывать, что при низкой остроте зрения (0,08 сотых – 0,2 десятых) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребёнку последовательно рассмотреть всё изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно объяснения по содержанию изображённого.
Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести её. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 десятых и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.
Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
- Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть (в хорошо освещённом месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
- Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.
- Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть её, обследовать с помощью осязания.
- В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть её. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.
- Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением её с реальными предметами.
- При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
- Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности чётким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
- Проблема обучения и воспитания слабовидящих и слепых всегда будет актуальна. Существует огромное количество детей, имеющих разнообразные нарушения зрения, и причиной этого могут быть различные факторы.
Патология зрения может быть врожденной или приобретенной. Как бы то ни было, нарушенное зрение неизбежно повлияет на процесс развития ребенка, на его восприятие мира и на его адаптацию в социуме. У детей с нарушениями в развитии существует механизм «сверхкомпенсации» - механизм преодоления социально-психологической неустойчивости как результата патологии. Слепой или слабовидящий ребенок не лишен речи - а значит у него сохранен главный инструмент человеческого взаимодействия, и, следовательно, у него есть все возможности быть социально полноценным.
Необходимо отметить особую роль социальных факторов в развитии слепого или слабовидящего ребенка - они неразрывно связанны с воспитанием и обучением. С самого рождения ребенок непрерывно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая и является источником его развития. Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, заключающаяся в учёте всех физических и психологических особенностей слабовидящего или слепого ребенка очень важна, т.к. играет значительную роль в его дальнейшей социальной адаптации.
Библиографический список:
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебник для вузов / Т. Г. Богданова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07055-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515508 (дата обращения: 26.03.2023).
2. Бутакова, И. Н. Особенности организации коррекционной работы по развитию восприятия проостранства и навыков ориентировки у детей с нарушением зрения / И. Н. Бутакова // Логопедия сегодня: научно - методический журнал / Издательский дом "Образование Плюс". 2007 - 2013. 2011. № 4. С. 24-26.
3. Иванова, Е. А. Нарушение зрения как фактор возникновения специфических жизненных трудностей и негативных эмоциональных переживаний / Е. А. Иванова // Дефектология: научно - методический журнал / Российская академия образования; Институт коррекционной педагогики РАО. М. 2010. № 3. С. 71-79.
4. Лукашова, Л. В. Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения / Л. В. Лукашова // Специальное образование. М. 2009. № 4. С. 40-48.
5. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10211-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517621 (дата обращения: 26.03.2023).
6. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательных организациях: учебное пособие / составитель Н. Г. Минаева. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-8156-1135-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163518 (дата обращения: 26.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.