Библиографическое описание:
Денисова М.Н. Индивидуальный подход как фактор самораскрытия личности младшего школьника // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Многие учащиеся уже на ступени начальной школы теряют интерес к учению, поскольку одним некоторые задания не по силам, а для других – слишком просты. Педагог же, предлагая учащимся индивидуальные задания, учитывает чаще всего только умственные способности детей, порой не задумывается над тем, как ученик справится с заданием, насколько комфортно при этом он будет себя чувствовать. Оказание поддержки устремлениям и интересам младших школьников, внимание к их достижениям с учетом индивидуальных способностей и отслеживание личной траектории его развития – это основа самораскрытия личности ребенка.
Самораскрытие личности младшего школьника приобретает размер проблемы в последние десятилетия в связи с предъявлением школе, педагогам требований максимального развития личности. Эти требования общества обусловлены временем, когда в каждом ребенке (будущем гражданине страны) должны быть заложены внутренние резервы для возможности конструктивного решения встающих перед ним проблем. Надо иметь в виду, что проблема самораскрытия в младшем школьном возрасте не рассматривается в педагогике и психологии. Между тем, многие авторы (Маслоу, Селевко, Роджерс, Мудрин) посвятили немало своих работ исследованиям таких личностных процессов как самореализация, самоактуализация, самооценка, т.к. самораскрытие базируется на этих ключевых понятиях.
Самореализация и самоактуализация нацелены на раскрытие возможностей и способностей личности в любых видах деятельности, а, следовательно, являются составляющими самого процесса самораскрытия личности. «Представить самостоятельно собственные возможности в различных видах деятельности» - такова формулировка этого понятия. Вместе с тем, самораскрытие младшего школьника - процесс достаточно многогранный, продолжительный во времени, зависящий от многих факторов среды, в которой находится ученик. Именно на первой ступени обучения, как утверждают перечисленные авторы, закладываются основы этого процесса.
Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радости познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях, сделать это в дальнейшем, за рамками сенситивного периода, будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких затрат.
Педагоги находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы не решаются в рамках классно-урочной системы. Развитию личности младшего школьника способствуют индивидуальные задания, требующие самостоятельности мышления и мобилизации всех способностей. Учитель в современной школе призван обеспечить условия для проявления этих возможностей. Более всего способствует этому индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.
Индивидуальный подход – не фрагментарное выполнение индивидуальных заданий, а их присутствие на всех этапах урока, во взаимодействии вне урока. Главное при соблюдении индивидуального подхода – не учить через простое запоминание или многократное повторение. Когда ученик вынужден по шаблону или традиционному образцу выполнять то, что он делал многократно, то эта работа переживается учеником через отрицательные эмоции. Понимание есть результат собственной мыслительной работы, это новое знание о тех явлениях, над которыми ученик думал индивидуально. Индивидуальная работа рассчитана на уровень способностей ученика и его возможностей.
Эффективность индивидуального подхода усиливается использованием индивидуальных заданий, подобранных с учетом диагностики личностных качеств младших школьников. Поэтому на начальном этапе необходимо провести исследование личностных особенностей школьников (уровень самооценки, логического мышления, воображения). На следующем этапе работы можно предлагать учащимся индивидуальные задания с учетом проведенной диагностики.
Например, учащимся с высокой самооценкой можно предложить задания повышенной сложности, требующие анализа, сравнения (упражнение «Допиши стихотворение», когда каждый получает листок с незавершенными стихами и их следует закончить собственными словами; решение логических задач; вставить пропущенную орфограмму и др.). При выполнении этих заданий учащиеся с помощью учителя могут понять, осмыслить сложность предлагаемых заданий и сопоставить с собственными возможностями.
Для учащихся с низкой самооценкой необходимо создать ситуацию успеха. Поэтому сначала им предлагаются задания с подробной инструкцией, основанные на следовании по образцу. После успешного выполнения этих заданий с целью закрепления успеха можно предложить задания, требующие применения знаний в других учебных ситуациях (выписать слова по указанному признаку; вставить в предложение подходящее слово из данных; из разных значений величин выбрать значения одной величины и т.д.)
Индивидуальные задания для младших школьников основательно вошли в практику преподавания учителей начальных классов, т.к. основным условием становления, формирования взрослого человека являются умения анализировать, определять собственные возможности, находить пути решения проблемы. Деятельность педагога при этом должна носить характер не трансляции, а стимуляции, активизации, поддержки и развития. Индивидуальные задания особенно ценны тем, что они актуализируют формирование способностей к адекватной самооценке своих возможностей, вырабатывают особый «инструмент» самоконтроля.
Список литературы:
1. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1982.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2008.
3. Токмакова М.В., методист МКОУ ДОД АГО «Ачитский центр дополнительного образования» г. Ачит. Ситуация успеха как условие самореализации личности младших школьников. infourok.ru.
Денисова М.Н. Индивидуальный подход как фактор самораскрытия личности младшего школьника // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Многие учащиеся уже на ступени начальной школы теряют интерес к учению, поскольку одним некоторые задания не по силам, а для других – слишком просты. Педагог же, предлагая учащимся индивидуальные задания, учитывает чаще всего только умственные способности детей, порой не задумывается над тем, как ученик справится с заданием, насколько комфортно при этом он будет себя чувствовать. Оказание поддержки устремлениям и интересам младших школьников, внимание к их достижениям с учетом индивидуальных способностей и отслеживание личной траектории его развития – это основа самораскрытия личности ребенка.
Самораскрытие личности младшего школьника приобретает размер проблемы в последние десятилетия в связи с предъявлением школе, педагогам требований максимального развития личности. Эти требования общества обусловлены временем, когда в каждом ребенке (будущем гражданине страны) должны быть заложены внутренние резервы для возможности конструктивного решения встающих перед ним проблем. Надо иметь в виду, что проблема самораскрытия в младшем школьном возрасте не рассматривается в педагогике и психологии. Между тем, многие авторы (Маслоу, Селевко, Роджерс, Мудрин) посвятили немало своих работ исследованиям таких личностных процессов как самореализация, самоактуализация, самооценка, т.к. самораскрытие базируется на этих ключевых понятиях.
Самореализация и самоактуализация нацелены на раскрытие возможностей и способностей личности в любых видах деятельности, а, следовательно, являются составляющими самого процесса самораскрытия личности. «Представить самостоятельно собственные возможности в различных видах деятельности» - такова формулировка этого понятия. Вместе с тем, самораскрытие младшего школьника - процесс достаточно многогранный, продолжительный во времени, зависящий от многих факторов среды, в которой находится ученик. Именно на первой ступени обучения, как утверждают перечисленные авторы, закладываются основы этого процесса.
Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радости познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях, сделать это в дальнейшем, за рамками сенситивного периода, будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких затрат.
Педагоги находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы не решаются в рамках классно-урочной системы. Развитию личности младшего школьника способствуют индивидуальные задания, требующие самостоятельности мышления и мобилизации всех способностей. Учитель в современной школе призван обеспечить условия для проявления этих возможностей. Более всего способствует этому индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.
Индивидуальный подход – не фрагментарное выполнение индивидуальных заданий, а их присутствие на всех этапах урока, во взаимодействии вне урока. Главное при соблюдении индивидуального подхода – не учить через простое запоминание или многократное повторение. Когда ученик вынужден по шаблону или традиционному образцу выполнять то, что он делал многократно, то эта работа переживается учеником через отрицательные эмоции. Понимание есть результат собственной мыслительной работы, это новое знание о тех явлениях, над которыми ученик думал индивидуально. Индивидуальная работа рассчитана на уровень способностей ученика и его возможностей.
Эффективность индивидуального подхода усиливается использованием индивидуальных заданий, подобранных с учетом диагностики личностных качеств младших школьников. Поэтому на начальном этапе необходимо провести исследование личностных особенностей школьников (уровень самооценки, логического мышления, воображения). На следующем этапе работы можно предлагать учащимся индивидуальные задания с учетом проведенной диагностики.
Например, учащимся с высокой самооценкой можно предложить задания повышенной сложности, требующие анализа, сравнения (упражнение «Допиши стихотворение», когда каждый получает листок с незавершенными стихами и их следует закончить собственными словами; решение логических задач; вставить пропущенную орфограмму и др.). При выполнении этих заданий учащиеся с помощью учителя могут понять, осмыслить сложность предлагаемых заданий и сопоставить с собственными возможностями.
Для учащихся с низкой самооценкой необходимо создать ситуацию успеха. Поэтому сначала им предлагаются задания с подробной инструкцией, основанные на следовании по образцу. После успешного выполнения этих заданий с целью закрепления успеха можно предложить задания, требующие применения знаний в других учебных ситуациях (выписать слова по указанному признаку; вставить в предложение подходящее слово из данных; из разных значений величин выбрать значения одной величины и т.д.)
Индивидуальные задания для младших школьников основательно вошли в практику преподавания учителей начальных классов, т.к. основным условием становления, формирования взрослого человека являются умения анализировать, определять собственные возможности, находить пути решения проблемы. Деятельность педагога при этом должна носить характер не трансляции, а стимуляции, активизации, поддержки и развития. Индивидуальные задания особенно ценны тем, что они актуализируют формирование способностей к адекватной самооценке своих возможностей, вырабатывают особый «инструмент» самоконтроля.
Список литературы:
1. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1982.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2008.
3. Токмакова М.В., методист МКОУ ДОД АГО «Ачитский центр дополнительного образования» г. Ачит. Ситуация успеха как условие самореализации личности младших школьников. infourok.ru.