Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ЭКСКУРСИЯ В ДОУ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИЯХ

Курбатова Ольга Львовна
воспитатель
Пурлина Елена Сергеевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 210", г. о. Самара

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых, это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаем вашему вниманию такую форму проведения итогового занятия по теме "Профессии" в виде экскурсии по детскому саду. Экскурсия как особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с деятельностью взрослых.

Задача этой экскурсии - направить и сконцентрировать внимание детей на конкретном изучаемом или исследуемом объекте, а именно о формировании представлений детей о профессиях.

Наблюдение за профессиями сотрудников ДОУ

Воспитатель беседует с детьми о том, что в детском саду работает много взрослых. Сотрудники детского сада стараются сделать так, чтобы детям было хорошо. Предлагает назвать тех сотрудников, с работой которых дети знакомы. Если дети забыли, воспитатель напоминает детям, задавая вопросы:

- Кто следит за порядком в группе, моет посуду, помогает детям одеваться?

(Помощник воспитателя.)

- Кто готовит детям? (Повара). Кто помнит, как их зовут? (И.О.)

- Кто стирает полотенца, постельное белье? (Работник прачечной.) Как ее зовут? (И.О.).

Знакомство с профессией младшего воспитателя

Воспитатель беседует с детьми на тему: «Чем занимается помощник воспитателя?». Что она делает и как дети могут ей помочь.

Напоминание что большой помощью няне является работа дежурных, вспоминание с детьми, что должны делать дежурные. Спросить, зачем кроме помощи няне, нужна работа дежурных. Подвести детей к пониманию того, что дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из-за стола и говорят «спасибо», они благодарят не только няню поваров, но и дежурных за их работу.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка.

Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду. Рассматривание посуды и инвентаря для уборки.

Знакомство с профессией заведующего детским садом

Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.

- Ребята, сейчас мы пришли на экскурсию к Елене Андреевне. Вы знаете, кто это? Да, Елена Андреевна - заведующий нашим детским садом. Заведующая – значит она самая главная в детском саду. А что она делает? Вы не все рассказали о работе заведующего, поэтому нам сейчас Елена Андреевна расскажет о своей работе сама.

Экскурсия в кабинет заведующего. Рассказ заведующего детского сада о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду. Рассматривание как много папок в шкафу и документов на столе в кабинете у заведующей.

Заключительная беседа в группе.

Знакомство с профессией старший воспитатель

Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада. Сначала предлагает вспомнить детям, с работой каких сотрудников детского сада они уже знакомились, где были. Обязательно напоминает, как зовут этих сотрудников, особенно тех, с кем дети встречаются редко.

- Ребята, вы мне назвали очень многих сотрудников детского сада. Но есть еще один сотрудник, которого вы видите очень часто. Он приходит к нам в группу, беседует с вами, смотрит, как вы занимаетесь, а также отмечает вашу посещаемость. Может быть кто-нибудь догадался, о ком я говорю?

-Это Елена Викторовна, она работает в нашем саду старшим воспитателем. Повторите, как называется профессия (повторяют хором). А сейчас мы пойдем в кабинет Елены Викторовны и попросим рассказать нам о своей работе.

Экскурсия в кабинет старшего воспитателя.

Рассказ старшего воспитателя о своей работе и необходимости в нашем саду.

Обсуждение с детьми о значении профессии.

Знакомство с профессией кастелянши и прачки

Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада. Сначала просит детей вспомнить, кто о них заботится в детском саду. Что делает заведующая, старший воспитатель, младший воспитатель.

Затем предлагает пройти по группе.

- Посмотрите, что весит у нас на окнах? (Занавески). А как красиво они сшиты! Вам нравится? Кто сшил такие красивые занавески? Давайте пройдем в умывальную комнату. Рассмотрите свои полотенца, что к ним пришито? (Петельки). А какие полотенца чистые кто же это все сделал? Может быть это волшебница? Сейчас я вас познакомлю с этой волшебницей, она работает в нашем детском саду и зовут ее Евдокия Михайловна. Мы сейчас к ней сходим, и она вам расскажет о своей работе.

Экскурсия в кабинет кастелянши и прачки. Рассматривание иллюстраций. Заключительная беседа с детьми в группе.

Знакомство с профессией кладовщик и повар

Воспитатель беседует с детьми о работе сотрудников детского сада, предлагает вспомнить тех, о ком они узнали недавно.

- А сейчас мы с вами пойдем на кухню. Кто там работает? (Повара).

-Давайте вспомним как их зовут? (Ольга Николаевна)

- Ребята, а подскажите в чем заключается работа поваров? (Приготовление еды).

-Посмотрите сколько здесь посуды и инструментов-помощников. Давайте попросим о них нам рассказать?

Рассказ поваров о своей нелегкой работе, ведь им надо накормить весь садик. Показ инструментов - помощников (мясорубка, комбайн, картофелечистка).

Ребята, но повара бы не смогли работать без одного человека. А кто это, вы сейчас узнаете. (Дети приходят в помещение кладовой).

-Что вы здесь видите? (Коробки, мешки, весы, холодильники).

-Здесь работает Лилия Александровна. Она сейчас расскажет вам о том, для чего все это, о своей работе.

Рассказ кладовщика.

Знакомство с профессией медсестра

Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.

-А сегодня мы ребятки с вами поговорим на тему «Если ты заболел».

- Скажите пожалуйста, если вдруг мы с вами съели много мороженого и у нас заболело горло, что нам нужно делать? (Обратиться к врачу).

- Но, не всегда мы можем прийти к врачу на прием, вдруг поднялась температура, как же нам быть? (Позвонить в больницу или в скорую по тел. 03).

- Ребята а вы знаете, зачем нужен нам врач? (Лечить, наблюдать, осматривать).

- Правильно, и у нас в саду тоже есть медицинский работник. Вы все ее знаете это Надежда Николаевна. Она осматривает вас каждый день. Давайте сходим к ней, и она расскажет нам еще много интересного о своей работе.

Экскурсия в кабинет медицинского работника. Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. Показ «предметов – помощников».

Знакомство с профессией дворник

Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.

-Ребята посмотрите, как на улице красиво, какие разноцветные листья падают на землю.

- Обратите внимание что, на территории детского сада чисто, нет листвы и мусора. Куда же делись все листья? (их убрали).

- Правильно. Но я вас познакомлю еще с одной профессией в нашем саду, это-дворник. Его работа тоже важна и нужна. Ведь без него наш участок не будет таким чистым и аккуратным, а зимой, он чистит территорию от снега и посыпает ее песком.

- Давайте оденемся на прогулку и скажем дворнику Виктору Павловичу «Спасибо» за его нелегкий труд. Наблюдение за работой дворника во время прогулок. Рассказ дворника о своей профессии. Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением.

Работа по закрепления знаний детей в группе:

-Д/и: «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».

Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя. Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И.Демьянов «Я теперь большая», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Семья».

-Д/и «Смотай все нитки в клубок». Чтение художественной литературы: П.Синявский «Кастелянша», К.Чуковский «Мойдодыр».

-Рассматривание иллюстраций: Д/и «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара». Чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». Настольно – печатная игра «Кем быть?». Сюжетно-ролевая игра «Ресторан», «Кафе».

-Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры. Д/и «Что нужно для работы медсестре», «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке». Чтение художественной литературы: А.Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.Емельянова «Врач», «Тигр», К.Чуковский «Айболит», Лика Разумова «Доктор», И.Токманова «Мне грустно, я сижу больной».

Д/и: «Угадай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы», Игра - соревнование «Подбери признак».

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукольный доктор».

-Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года». Д/и «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем», лото «Профессии». Чтение художественной литературы: С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник», пословицы и поговорки о труде.

-Игра «Кто что делает?»

Дети составляют предложения по картинке с изображением работников детского сада.

- Повар варит суп.

- Помощник воспитателя накрывает на стол и т.д.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.