Высшая школа делового администрирования
Конференции

Особенности начального периода обучения игре на классической гитаре

Начальный период обучения — важнейший этап, во многом формирующий будущее музыканта, — характеризуется многозадачностью каждого занятия. Известно, что классическая гитара является одним из самых популярных, но одновременно и одним из самых сложных для изучения музыкальных инструментов. Решение комплекса вопросов, связанных с посадкой и постановкой рук, звукоизвлечением и метроритмом, свободой игрового аппарата и эмоционально-образным мышлением, чтением нот и организацией домашних занятий, даст хорошую основу для дальнейшего обучения, свободу музицирования и психологическую устойчивость на сцене.

В настоящее время набор детей для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты (гитара)» проводится в возрасте 6,7—9 лет. По мнению автора, данная практика вступает в противоречие с традиционной 5-летней программой, когда в первый класс принимались обучающиеся 10—12 лет, и создает определенные проблемы, связанные с методикой преподавания для детей младшего школьного возраста. В статье обобщен практический опыт работы автора с обучающимися 5—6 лет, накопленный за 20 лет работы преподавателем по классу гитары в МБУК ДО ЕДШИ №6 имени К.Е. Архипова.

Начинать обучение игре на гитаре рекомендуется в 5—6 лет: это наиболее благоприятный возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, закрепления основных приемов звукоизвлечения, для развития памяти и образного мышления. Кроме этого, начало занятий на инструменте в возрасте 5—6 лет даст возможность родителям и преподавателю понять, действительно ли ребенок обладает исполнительскими и интеллектуальными данными для обучения по предпрофессиональной программе, а также позволит снизить психоэмоциональное напряжение, возникающее при повышенной учебной нагрузке.

Важным моментом является выбор инструмента, подходящего по росту и длине руки юного музыканта, так как обычая шестиструнная гитара неудобна для обучающегося дошкольного возраста из-за своего размера. Начальные навыки владения инструментом ребенок получает при игре на гитаре 1/8, позже осваивается 3/4, и только к 11—12 годам рекомендуется использовать полноразмерный инструмент. Слишком ранний переход к игре на большой гитаре создаст много проблем в развитии правильной техники левой руки, в освоении аккордов и использовании баррэ. Также для формирования правильной постановки левой руки на первоначальном этапе можно использовать игру с каподастром на 4 ладу, чтобы начать играть с середины грифа. Преподавателю необходимо знать, что детям с абсолютным слухом использование каподастра затрудняет процесс изучения нот.

На одном из первых уроков можно сделать несколько фотографий обучающегося для фиксации основных моментов правильной посадки и постановки рук. Наиболее рациональной формой посадки для начального периода обучения является следующая:

1.Высота стула пропорциональна росту обучающегося, левая нога стоит на подставке, плечи сохраняют естественное положение, спина не разворачивается, корпус и голова вперед не наклоняются;

2.Корпус гитары удерживается под прямым углом к полу, левая рука расположена параллельно корпусу, предплечье приподнято;

3.Правая рука должна быть отодвинута от корпуса, чтобы предплечье располагалось на большом закруглении обечайки;

4.Головка грифа гитары находится на уровне плеч, локоть правой руки не выходит слишком далеко за край корпуса, а запястье не прогибается вниз.

Большое значение при освоении игры на гитаре имеет грамотная постановка правой руки. Автор в своей практической деятельности опирается на школу Ф.Тарреги: кончики пальцев находятся на одной линии и располагаются на минимальном расстоянии от струн, палец «p» расположен параллельно указательному. Данный метод звукоизвлечения позволяет добиться ясного, полного обертонов, звука. Простые технические приемы изучаются на открытых струнах, например: пальцы правой руки немного прожимают струну по направлению к резонатору и возвращаются в первоначальное положение.

Правильное положение левой руки предполагает использование гитарного legato. При исполнении необходимо контролировать синхронность работы обеих рук. На начальном этапе рекомендуется освоение одного из двух способов звукоизвлечения — апояндо или тирандо, а изучение второго приема начать через несколько месяцев, включая в репертуар соответствующие произведения.

Донотный период обучения игре на гитаре считается оптимальным для выработки у детей навыков грамотной постановки корпуса и рук, а также для ознакомления с расположением звуков на инструменте. Чтобы ребенок лучше ориентировался, автор предлагает использовать таблицу нот на гитаре. С обучающимися 5—7 лет желательно вписывать в таблицу только те ноты, которые юный музыкант играл, постепенно добавляя с каждым уроком новые. Для наглядности записи производятся цветными фломастерами.

Еще один метод, позволяющий добиться быстрого чтения нот с листа и нахождения их на гитаре, — создание карточек с нотами малой, первой и второй октавы. Данная практика даст возможность перейти к игре в разных позициях к концу первого года обучения.

Для расширения технических возможностей обучающихся и развития беглости преподаватель должен включать в репертуар юного музыканта пьесы на разные виды техники. Следует отметить, что такие приемы, как малое и большое баррэ, восходящее и нисходящее legato, натуральные флажолеты, vibrato, портаменто и глиссандо можно освоить в первые годы обучения игре на гитаре.

При фиксации внимания обучающегося на отдельных видах техники, штрихах, приемах игры, артикуляции, динамических оттенках, необходимо помнить, что в музыке они не существуют отдельно друг от друга, а применяются комплексно, способствуя формированию у будущего гитариста основы музыкальной культуры исполнения и воспитанию связи между эмоционально-образным содержанием произведения и применением музыкальных средств выразительности.

Для грамотной организации самостоятельных занятий ребенка дошкольного возраста важен контакт преподавателя и родителей. Присутствие родителей на уроке и их искренняя заинтересованность в успешном освоении инструмента приводят к повышению качества обучения игре на гитаре. Задача преподавателя — помочь организовать правильный режим домашних занятий (примерно по 20 минут, но 2—3 раза в день), обратить внимание на возможные проблемы и предложить способы их решения.

Рабочая атмосфера в классе, созданная преподавателем, осознание прогресса во владении инструментом, чувство радости от процесса игры и изучения новых музыкальных произведений должны стать для юного гитариста стимулом для продолжения занятий, вдохновить ребенка и открыть перед ним двери в волшебный мир искусства.

Список литературы:

1. Бобри В. Техника А. Сеговии. — Нью-Йорк: 1973. — 70 с.

2. Виницкий А. Учитель и ученик. Начальный период обучения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.avinitsky.com

3. Ковба В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре. Учебно-методическое пособие по дисциплине Методика обучения игре на народных инструментах для студентов, обучающихся по специальности «Инструментальное исполнительство». — Челябинск: 2006. — 21 с.

4. Кузин Ю. Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. — М.: 1986. — 6 с.

5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М.: Советский композитор, 1977. — С. 3 — 9.

6. Титов Е. Штрихи на гитаре. — Краснодар: 1999. — 12 с