Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2023

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАХМАТЫ»

Домрачева Алена Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. (слайд №1)

Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несѐт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях, педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. Используя в работе Культурные практики: такие как

-свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.)

практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).

практики игрового взаимодействия (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

В нашей группе реализован среднесрочный проект «Такие разные шахматы».

Цель проекта: Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают выработать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивей, озорник –выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Процесс обучения проходил в интересной, ненавязчивой форме. В работе я старалась использовать такие Культурные практики —как игру, продуктивную, познавательно - исследовательскую деятельность и творческие мастерские.

Для начала с детьми мы обсудили выдвинули гипотезу: (Шахматы - это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира.) Игра в шахматы возможна не только данными фигурами, но и сделанными своими руками! (слайд №6)

Правила игры доносились до детей в виде сказки. (слайд №4 и 5)

Познакомили детей с шахматной доской. Целью было не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Каждое занятие - была весѐлая история про приключения фигур. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Детям были показаны познавательные презентации. Найдены и прочитаны любопытные сведения из истории шахмат. Воспитанники с интересом слушали различные легенды, что связаны с древней игрой: легенда о зѐрнах, о братьях Гаве и Талханде, «Белое и чѐрное». «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», — любил повторять А.Франс. Поэтому в своем проекте мы широко использовали шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые были интересны дошкольникам.

(слайд 3 и 4)

Для закрепления знаний детьми шахматных фигур-мною было разработано итоговое задание «Такие разные шахматы» (изготовление шахматных фигур своими рукам-Продукт).

Работа увлекла и заинтересовала ребят, они с большим удовольствием выбирали фигуры для изготовления, подбирали материал, цвет и т.д., обсуждали всем коллективом, взаимодействовали сообща без разногласий, что еще раз говорит о формировании, благодаря использованию культурных практик: Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, Коллективной и индивидуальной трудовой деятельности. (слайд 7 -14)

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: набор шахмат своими руками; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада,; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом. (слайд 15)

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.