Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Евстафьева И.С. ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Библиографическое описание:
Евстафьева И.С. Песочная игротерапия как форма работы с детьми ОВЗ // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.

Данная методическая разработка поможет педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья пошагово освоить серию упражнений с песком, ведь жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения детей с ОВЗ, применяя в своей работе современные образовательные технологии. Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Именно поэтому игры с песком так важны для развития любого ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Введение.

Для игры песком не нужно специальных навыков или подготовки. Сложность работы подбирается индивидуально в зависимости от особенностей каждого учащегося. Для детей это не только интересный опыт, но и полезное времяпровождение, которое благоприятно сказывается на их развитии. Работа с сыпучими материалами развивает мелкую моторику, а использование различных цветов положительно влияет на эстетический вкус и цветовосприятие. Таким образом, серия упражнений с песком не только интересное, но и очень полезное занятие, приносящее удовольствие даже самым маленьким.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

То есть при работе с песком массируются определённые точки на пальцах, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка, что напрямую влияет на развитие речи ребенка, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазия, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Занятия с песком развивают в ребенке аккуратность, усидчивость, формирование умения доводить начатое дело до конца это те важные задачи, которые можно решить в процессе создания песочных картин.

Игры с песком дают возможность детям с ОВЗ выразить то, что в силу заболевания он не может выразить словами.

Основная часть.

Цель проекта: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи в предстоящей работе:

обучающие:

познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, а также в коррекции психологических проблем.

развивающие:

способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к традициям и культурным наследиям своего народа.

воспитывать навыки сотрудничества.

Необходимое оборудование.

Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага.

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии).

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Ход работы.

Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Цель – настройка на работу с песком, расслабление.

Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;

• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».

Сегодня мы остановимся на познавательных и психопрофилактических играх.

Игра «Необычные следы»

Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.

«Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.

«Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Обучающие игры.

Упражнение «Синхронное рисование»

Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.

Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Например: «Давай нарисуем клубок смотанный, а затем размотаем его. Нарисуй двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»

Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.

Игра «Составь предложение»

Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

Игра «Найди отличие»

Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Психопрофилактические игры

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».

Игра «Победитель злости»

Каждый человек, в том числе и маленький ребенок, имеет право на отрицательные эмоции, такие как злость, обида, страх и прочее. Однако в обществе принято их сдерживать и не высказывать открыто, чему мы и пытаемся научиться сами и учим других. На самом деле достаточно правильно выплеснуть негативные эмоции и избавиться от них. Данная игра как раз учит детей правильно выплескивать свою злость.

Сначала взрослый, а потом и ребенок вылепливают из мокрого песка шар, рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».

Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребёнок может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». Если ребенок желает, он может создать радость на песке (украшая свои отпечатки).

Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы.

Заключительная часть.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между педагогом и ребенком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка с ОВЗ. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Дети овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Список использованной литературы.

1. Грабенко Т.Н., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.М.: 1986г.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.:ЦГЛ, 2005.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Спб.: Акцидент, 1996.

4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека, М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет, М.: 2007.