Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Терехова А.К. ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание: Терехова А.К. Православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей младших школьников // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Значение книги в жизни каждого человека и общества в целом невозможно переоценить. Известно, что книга как источник и кладезь знаний и опыта может серьёзно влиять на мировоззрение, обогащать человека, а также вызывать сильные эмоции и порождать глубокие чувства и серьёзные размышления. В книге — весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум человечества. Это могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Замечательно, что прошли те времена, когда невозможно было найти духовную литературу не только на полках книжных магазинов, но и в фондах библиотек.

За последние 10-15 лет книгоиздательская деятельность православных книг стремительно развивается. Повысилось качество издаваемой литературы, как по внешнему ее виду, так и по содержанию. Для читателей открываются имена незаслуженно забытых авторов прошлых лет, и появляются книги современных духовных писателей. Не нужно отказываться и от произведений классиков русской художественной литературы, ведь они в свое время жили в православной России и их взгляды во многом пересекаются с духовными взглядами того времени. Известно, что духовно – нравственные понятия греха и покаяния, милосердия и прощения, христианской любви и подвига, смерти и бессмертия раскрываются в произведениях Ф. Достоевского, В. Астафьева, А. Платонова, Н. Рубцова и др. Вопрос только стоит в том, что мы можем принять сегодня, а с чем мы можем и не согласиться. Необходимо обращаться к этой литературе с большим вниманием и разборчивостью.

Появилась и детская литература духовного направления. Это не только библейские сюжеты, евангельские истории, жития святых, но и художественная литература: повести, сказки, стихи православных авторов. И дети с большим удовольствием читают эти книги. Хочется привести слова митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина): «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы молодежи, а значит - зависит наше будущее».

Что такое православная литература? В буквальном переводе с греческого языка православие означает "правильное учение". Это направление христианства, исповедующее основы добра и миротворчества. Православная литература – это те книги, которые настраивают человека на духовное спасение души и показывают пути духовного совершенствования. Православная литература призвана не только повлиять на ум и расширить кругозор читателя, не только обратить его внимание на круг тех или иных отвлеченных от жизни вопросов, но прежде всего, ввести читающего в духовный мир вечной истины и красоты. Такая книга ставит на первый план в современной запутавшейся аксиологии непреходящие ценности Божественного характера и призывает соотнести с этими ценностями свою жизнь. Сделать наш мир светлее, добрее и справедливее – вот основная цель, которую ставит православная книга. Мир православной книги – это место, где каждый, кто стремится к истинной вере, может получить ответы на самые важные вопросы.

Широкое использование духовно – нравственного потенциала литературных произведений позволит решить важнейшие методические задачи и может быть обусловлено следующими моментами.

1) Обращение к литературным произведениям поможет максимально учитывать и использовать в учебном процессе психологические особенности младших школьников, а именно:

- в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать эмоционально окрашенные, насыщенные литературные произведения, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию (общеизвестно, что лучшее воспитание – это воспитание чувствами);

- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание образа (используя, к примеру, приём словесного иллюстрирования). Литература дает для этого наибольшие возможности;

- для развития словесно – логического мышления необходимо задавать ребятам вопросы на установление причинно – следственных связей событий и поступков. (Что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?). Использование в учебном процессе литературных источников позволяет оптимально реализовывать эту методическую задачу.

2) Потенциал русской литературы позволит усилить воспитательную составляющую, которая является приоритетной.

3) Обращение к образу литературного героя позволит в большей степени актуализировать личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. Живое обсуждение примеров из художественной литературы поможет сформировать устойчивую мотивацию нравственного поведения ребёнка, перевести нравственные вопросы в жизненный контекст, прямо или косвенно (на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их социальному опыту.

4) Приобщение детей к чтению, развитие смыслового чтения, знакомство с жанром святочного рассказа – всё это способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий, что особенно важно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Активная работа с литературными произведениями на уроках позволит более широко использовать различные образовательные методы и технологии, а именно: метод моральных дилемм и дискуссий (создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов); эвристические методы, элементы интерактивного воздействия (они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом), технология развития критического мышления; кейс-метод и другие.

Активное использование православного литературного материала в большей мере создает условия для достижения обучающимися следующих результатов:

- в личностном плане: проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

- в метапредметном плане: проявление умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысления текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

- в предметном плане: принятие и понимание детьми основных нравственных ценностей.

Знакомство с содержанием произведений осуществляется как путём чтения текста (в случае необходимости текст сокращается), так и путём прослушивания аудиокниги. Использование аудиокниги позволяет усилить эмоциональное воздействие на ребёнка, способствует более глубокому восприятию рассказа, так как текст имеет музыкальное сопровождение, звуковые эффекты присутствия.

В декабре 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви установлен праздник День православной книги. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл предложил приурочить его к 14 марта, к дате появления на Руси первой печатной книги (1564 г.). Книга эта называлась «Апостол». Святейший патриарх Кирилл отметил непреходящее значение книги в современном мире: «Сегодня, кроме книги, есть множество других видов носителей информации ― телевидение, интернет и видео. Люди получают информацию не столько через слово, сколько через образ, и этот способ очень привлекателен, ведь здесь все показано на экране. Но читая художественное произведение, человек должен в своем сознании самостоятельно создать образ: отталкиваясь от описания в тексте, представить себе героев, представить себе, как они выглядят, как они одеты, как они себя ведут и так далее. Нет никакого экрана, нет никакого видео — все это должно возникнуть в сознании читателя. Он также от всего сердца пожелал «пользоваться книгой с неизменной радостью, с удовольствием, во благо своей души и на пользу ближних. Дай Бог, чтобы вашего внимания достигали хорошие, добрые книги, которые помогали бы вам понять смысл происходящего в мире, помогали понять, что означают подлинные, непреходящие ценности для человека, основываясь на которых, он и способен возрастать как личность, способен участвовать в общественной жизни, способен приносить пользу своему Отечеству».

Библиографический список

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – Просвещение. 2010

2. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя: Кн. 1-3 / Сост. Т. Кислицына. – М.: Школьная пресса, 2000- 2001.

3. Розина О. В. Православная культура в общеобразовательной школе. Сложные вопросы нового предмета. Сборник материалов для ответов, бесед и размышлений. Кашира: изд-во «Светоч», 2007.

Сведения об авторе

Терехова Анна Константиновна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18", Россия, Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Лукино.