Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Фролова Ю.А. КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Фролова Юлия Александровна
учитель-дефектолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная школа-интернат г. Ельца"

Библиографическое описание: Фролова Ю.А. Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной школы-интерната // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

В своей статье хочу представить наиболее приемлемые методы в работе с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Я не так давно работаю учителем-дефектологом в специальной школе-интернате, до этого я работала педагогом-психологом в коррекционной школе. Работая с умственно отсталыми детьми со сложным дефектом и сталкиваясь с проблемами в их общении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения ребенком коммуникативных умений. Дети с умственной отсталостью – это дети с нарушением интеллекта, у которых имеется диффузное органическое поражение головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной и коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой сферы ребенка и нарушений в его физическом развитии.

Моими учениками являются младшие школьники, обучающиеся 1-4 классов, все они имеют диагноз- умственная отсталость разной степени: легкая, умеренная и тяжелая, большинство из них имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, двое детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и один нарушения аутистического спектра.

Особенности их развития вызваны нарушениями эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, гиперактивности, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.

Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я использую оригинальные, творческие методики, эффективность которых очевидна.

Наиболее приемлемыми методами в работе с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста, на мой взгляд, являются:

- Арт-терапия (рисование, лепка)

- Сказкотерапия

- Песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком.

-Игротерапия.

- Куклотерапия.

Особое внимание уделяю песочной терапии. Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой). Особенно моим ученикам нравится работать с космическим (пластичным) песком. Он положительно влияет на развитие мелкой моторики суставов, на укрепление мышц кистей, развитие мышц рук, снятие напряжения, стресса и синдрома гиперактивности. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение детей и развивает моторику рук. Поскольку космический (пластичный) песок развивает мелкую моторику рук, а она, в свою очередь непосредственно связана с артикуляторной моторикой. А это означает, что более эффективно у ребенка формируется и звукопроизношение.

Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения речи дают положительные результаты при формировании коммуникативных навыков, дети постепенно обучаются социальному взаимодействию, пытаются обратиться за помощью к учителю, комментирование учителя действий детей на занятии способствует развитию словаря и связной речи.

В сочетании с другими методами песочное рисование помогает решить ряд психологических проблем: снижение агрессии и гиперактивности, страха, тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных умений.

Постепенно решаются трудности, возникающие у детей с умственной отсталостью (испытывающие затруднения в общении и с нарушенной координацией движения).

Я использовала следующие упражнения, приведу несколько примеров.

«Паутинки».

Предлагаю набрать песок в кулачки, поднять их над столом, раскачивая влево - вправо, расслаблять кулачок, постепенно засыпать стол. На столе появится изображение, напоминающее паутинку. Мы с детьми составляем описательный рассказ, получившегося изображения.

«Дорожка».

Детям я предлагаю пальцем провести по песку волнистую линию.

Усложняю задание. Двумя руками нарисовать различные дорожки.

Волнообразными движениями ладоней, положенными плашмя на песок, изобразить широкую дорожку. Обращаю внимание на то, что дорожки бывают узкими и широкими.

«Отпечатки».

Предлагаю детям внимательно посмотреть на наши руки, ладони, пальцы. Говорю, что у каждого пальчика есть имя? А ещё у них есть дом.

Рассказываю и показываю на своем примере.

- Пальчик, где твой домик и как тебя зовут?

-Я большой пальчик, а дом мой тут.

-Пальчик, где твой домик и как тебя зовут?

- Я указательный, а дом мой тут.

-Пальчик, где твой домик и как тебя зовут?

-Я средний пальчик, а дом мой тут.

-Пальчик, где твой домик и как тебя зовут?

- Я безымянный, а дом мой тут.

-Пальчик, где твой домик и как тебя зовут?

- Я мизинчик, а дом мой тут. (Каждый пальчик загибать, в конце получится кулачок – домик пальчиков).

С ребенком, имеющим нарушения аутистического спектра нелегко найти контакт, все признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Для того чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мне пришлось многое перепробовать. И в этом мне помогли такие сенсорные игры как «Мыльные пузыри», «Игры с водой» (таз наполненный водой с игрушечными рыбками), «Фонтан», «Игры со звуками», «Фонарик» помогают в установлении эмоционального контакта.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Безусловно, что дети с умственной отсталостью, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. У сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыки коммуникации развиваются с ещё большим трудом. Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также от состояния обучения и воспитания в школе. Поэтому одним из главных моментов в организации социально - адаптационной среды в школе является наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, их контакта, информированности о работе друг друга, совместной скоординированной работы.