Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Коршунова Г.Н. КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ» (1-Й КЛАСС)

Коршунова Галина Николаевна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1454 "Тимирязевская", г. Москва

Библиографическое описание: Коршунова Г.Н. Конспект урока по курсу «Русский язык» на тему «Правописание жи-ши» (1-й класс) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Сценарий урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок сейчас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поприветствуем гостей.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.

- Начнём с разминки.

Пальчиковая гимнастика

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

1. Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою,

ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Назовите букву, которую вы видите на доске. (Жж).

- Посмотрите образец написания.

- Пропишите три раза соединение Жж

- Что вы можете рассказать о букве Жж?

(обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий парный [ш])

- Какой буквой записывают парный звук?

- [ш]

- Посмотрите образец написания букв Шш.

- Пропишите до конца строки соединение букв Шш.

- Скажите, какая орфограмма в русском языке связана с этими буквами?

- Традиционное написание жи- ши

2. Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Правописание жи-ши.

- Верно. Сегодня на уроке мы повторим правописание традиционных сочетаний жи/ши.

- Ещё мы будем учиться составлять описание внешности животного.

- Какую цель урока мы поставим.

- Научиться правильно писать слова с сочетаниями жи - ши.

- Научиться составлять описание животного.

- На следующей строке пропишите эти сочетания, чередуя их, друг с другом.

жи ши жи ши и т.д.

- Отгадайте загадки.

- Запишите несколько слов-отгадок.

- Составьте звуковые схемы этих слов.

(Проверка на слайде)

Физкультминутка

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Работа в группах





Группа № 2

Вставьте пропущенные сочетания букв.

Стали звёздочки кру____ться,

Стали на землю ло ____ться,

Нет, не звёзды, а пу_____нки

Не пу____нки, а сне____нки.

Группа № 5

Вставьте пропущенные сочетания букв.

Утомились малы_____ –

Учат правила – «ЖИ-ШИ»!

Что за правило такое,

Не оставит их в покое?!

Вот возьмём каранда____

И заставим враз, – пи____!

Напи____те вы про лу____,

Что им дождь весенний нужен



Группа № 3

Вставьте пропущенные сочетания букв.

Посмеялись от ду_____ –

Что за вредные «ЖИ-ШИ»?!

Сколько правила не учим,

Дождь о____бок льёт из тучи!

«Ы» влезает вместо «И»,

Вводит правила свои!

Но запомнили ребята –

Букву «И» там нужно прятать!

ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ «ЖИ-ШИ» –

ПРОСТО ГРАМОТНО ПИШИ!



Группа № 1

Напиши слова во множественном числе.

ландыш -

корж -

морж -

пляж -

груша -

карандаш -

витраж -

лужа -

Какое слово лишнее? Почему?

Группа № 4

Напиши слова во множественном числе.

ухо -

лыжа -

малыш -

нож -

уж -

стриж -

камыш -

шалаш -

чиж -



Проверка

- Вот как много слов с сочетаниями жи-ши.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши,

Чижи, ужи, ежи, стрижи-

Запомнив сочетаньях жи и ши

Только букву и пиши

- Инсценировка стихотворения "Жили-были буквы Ж и Ш"

Жили-были, не тужили

Буквы Ж и Ш в квартире.

Неразлучны они были.

Крепко-накрепко дружили.

Но случилось как-то вдруг

Им услышать в двери стук.

Дверь открыли, крикнув: «Ах!»

Буква И стоит в слезах.

Плачет буква И, рыдает.

Нет друзей, живу одна я.

Можно с вами подружиться,

Вместе жить и веселиться?

«Проходи!», – сказали И,

А за ней вприпрыжку Ы:

«Вы меня впустите тоже,

Я на И чуть-чуть похожа!»

Буквы ей сказали дружно:

«Это правило знать нужно.

Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»

Мы, ребята, пишем с И!»

III. Развитие речи. Составление описания животного

1. - Ребята из 5 группы, какое слово вы определили как лишнее? Почему? (морж)

- Кто такой морж? Давайте обратимся к Большому Энциклопедическому словарю.

- Найдите и прочитайте объяснение этого слова.

(Один ученик читает)



Морж — Мартынов Кирилл

Морж — морское млекопитающее отряда ластоногих. Длина до 4 м, весит до 2 т. Клыки верхней челюсти (моржовый клык) выступают изо рта (у самца до 80 см). Распространен почти кругополярно. Промысел запрещен; в ряде мест ограниченная добыча разрешена местному населению. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.



- Как вы думаете, это научное описание животного или

художественное?

2. Работа по учебнику с.97 упражнение 1

− Отгадайте, описание какого животного мы хотим предложить вашему вниманию: (загадывает ученик)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это – … (кот)

Текст читает упражнения подготовленный ученик

− Как звали котёнка?

- Почему ему дали такую кличку?

- Каким вы представили себе Тишку?

- Это научный текст или художественный?

− Перечитайте текст самостоятельно и найдите сравнения.

− Рассмотрите кота. Опишите его внешность и повадки.

- У кота мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост.

- На мордочке у него большие, круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы.

- Кот крадётся мягко, осторожно, когда крадётся за добычей.

- Прочитайте, как написал о коте М. Харитонов

(читает ученик).

- Какой характер у кота?

- Спокойный, невозмутимый, добрый, любит пошалить.

-Какую кличку можно дать этому коту?

3. Работа в паре - с.99 упражнение 3

− Отгадайте загадку (загадывает ученик):

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

(Котёнок)

- Что вы можете сказать о словах кот и котёнок?

- Это родственные слова.

- Назовите ещё родственные слова с общей частью (корнем) кот.

У компьютера - тест "Родственные слова"

- Выполните в паре задание к упражнению 3 на с.99

- Какое правило нужно соблюдать при выполнении этого задания?

- Правописание имён собственных.

Физкультминутка для глаз

4. Работа в группе

- Составить описание животного по алгоритму.

(каждая группа получает картинку, алгоритм)

- Что обязательно должно быть в описании?

- Внешность, особенности, повадки

(Полярная сова, индийский слон, ёж, собака, лиса)





Проверка выполнения задания в группах

IV.Словарно-орфографическая работа

Величав, красив и молод,

За плотиной вырос… (город).

В. Фетисов



– Знаете ли вы, как получали названия города?

Чаще всего города назывались по рекам, на берегу которых они возникли.

Владимир, Ярославль были названы по именам князей, которые их основали.

Есть город Лермонтов, названный в честь великого русского поэта.

Город Гороховец, как считают учёные, получил такое название потому, что когда-то в этой местности находились огромные посевы гороха.

− А почему наш город так называется?



- Какая орфограмма есть в слове город?

- Какие ещё слова вы знаете с этой орфограммой?

- Как называются слова, написание которых надо запомнить?

- Вспомните словарные слова, разгадав кроссворд.

Работа в группе

По вертикали

1. Аня - это имя, Сергеева - это...

2. Гриша встал из-за стола и сказал: "..."

3.... к домику бабушки шла через лес.

6.

По горизонтали

4.

5. Правильно пиши... на конверте.

7. Кот Леопольд сказал мышам: "..., давайте жить дружно!"

8. Тот, кто учит детей в школе.



V. Итог урока (К. + Р.)

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Научиться правильно писать слова с этими сочетаниями.

- Научиться составлять описание животного.

- Как вы думаете, достигли мы этой цели?

− У кого из вас есть домашние питомцы?

Домашнее задание: нарисовать своего питомца, составить словесное описание

VI. Рефлексия. Метод недосказанных предложений (каждый обучающийся выбирает подходящую ему фразу и заканчивает её)

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

- На следующем уроке мы…

(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста)

Эмоциональная рефлексия

- Определите своё настроение на сегодняшнем уроке. Встаньте рядом с тем смайликом, который вам подходит.