Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Ахмеджанова Р.З. УРОК (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

Ахмеджанова Резеда Замиловна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани

Библиографическое описание: Ахмеджанова Р.З. Урок (интеллектуальная игра) по русскому языку в 1-м классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

-формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;

-уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

осуществление межпредметных связей;

-активизация познавательной деятельности учащихся;

-развитие орфографической зоркости;

-развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

-создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;

-воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

Личностные УУД: осознают роль языка и речи в жизни людей, выражают желание больше узнать о русском языке, уметь писать, соблюдая орфографические правила.

Регулятивные УУД: учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом; учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находят ответы на вопросы; делают вывод в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-картинки с изображением животных;

-имитация табло для показа счета игры;

-индивидуальные карточки для выполнения с/р;

-“чёрный ящик”;

-часы;

-плакат “Правописание безударных гласных в корне слова”;

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

– Сегодня на уроке мы проведем интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?”

-Что надо проверять?

- Где надо проверять?

-Когда проверять?

– Как называются участники этой игры? (Знатоки).

– Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали животные, которые обитают в РТ.

- Посмотрите на экран. Сегодня против знатоков будут играть животные обитающие в РТ

Заяц из Верхнеуслонского района РТ

Собака житель города Елабуга РТ

Корова из деревни Арняш Арского района РТ

Медведь хозяин леса рядом с селом Шали в Пестречинском районе РТ

Лиса жительницы Набережных Челнов РТ.

(Появляются картинки с изображением зайца, собаки, коровы, медведя, лисы).

– Скажите, на какие группы можно разбить всех этих животных?

(Дикие и домашние).

Теперь прочитайте слова и ответьте – На какие группы можно разбить эти слова?

(По количеству слогов, по месту ударения (какой слог ударный), с какого звука начинается слово (со звонкого или глухого) )

2. Постановка проблемы. Раунд 1

– Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Лисы-жительницы Набережных Челнов РТ. (Интересные факты. Лиса-это хищник, который побеждает не столько силой, сколько умом и хитростью, может одурачить не только добычу, но и человека. Недаром говорят «хитрый, как лиса». Лисица сообразительна и наблюдательна, у нее хорошее обоняние, прекрасная зрительная память и острый слух. Так же как у людей, у лисиц о детенышах заботятся оба родителя)

Для определение темы урока необходимо внимательно выслушать послание Лисы и выполнить его.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт”.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились, что в футбол поиграть не удастся.

-Почему так получилось?

(Дима допустил ошибку в своей записке).

– Какое правило не знал Дима?

(Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

- Какую цель поставим сегодня на урок? Продолжите фразы:

Повторить правила проверки слов с… (безударными гласными в корне)

Учиться применять правило… (проверки безударных гласных в корне) при написаниислов.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать.)

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты немедленно её ставь под ударение

– Помогите Диме исправить его ошибку.

(Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик).

– Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

(Только 5 гласных: а, о, и, е, я).

– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Алгоритм при работе с безударной гласной

1. Прочитать слово.

2.Определить смысловое значение.

3.Поставить знак ударения.

4.Найти безударную гласную.

5. Определить вид безударной гласной (проверяемая или непроверяемая)

6.Непроверяемая безударная гласная - вспомнить написание слова (словарные слова)

7.Проверяемая безударная гласная - подобрать проверочное слово, его так, чтобы на эту гласную падало ударение.

– Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

2. Работа в тетрадях.

Минутка чистописание (работа над каллиграфией).

Установите закономерность и запишите буквы

аоеия оеияа

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

– Раунд 2. Задание от Бурого медведя - хозяин леса, который находится рядом с селом Шали в Пестречинском районе РТ (Интересные факты. Медведь - знаменитый сладкоежка. Недаром многие люди считают, что слово "медведь" означает "ведает, где мед".

У индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой, так как у них по пять пальцев на лапах, а также медведи могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека.)

Итак. Задание от бурого медведя

Следует установить соответствие.



– Проверяем. Докажите, что задание выполнено верно.

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

Проверка.

(В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Страна-страны, мосты-мост, письмо-письма, листок-лист, пятно-пятна.

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию).

Адрес, язык, ребята, дорога, картина.

– Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

– Раунд 3. Это письмо вам прислала Корова из деревни Арняш Арского района РТ (Интересные факты. У коров на носу есть уникальный рисунок, который можно сравнить с отпечатками пальцев у человека. Больше такого рисунка нет ни у одной коровы, и фермеры в одном из штатов США используют это при поиске украденных коров.)

Работа со смысловым значением слов (Устно)

- Посмотрите на экран. Прочитайте предложения.

-Исправьте ошибки.

-Почему они вызывают смех?

Светлана полоскала собачку.

-Какое смысловое значение имеет слово полоскала? (полощет, полоскала бельё)

А какое нужно употребить в этом предложении? (ласка, ласкает)

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

- Какое смысловое значение имеет слово слизал? (лижет)

А какое нужно употребить? (слез, слезть- слезал)

Сестрёнка отварила дверь.

-Какое смысловое значение имеет слово отварила? (варит)

А какое нужно употребить? (затвор- отворила)

-Как вы думаете, для чего нам необходимо знать правило о безударных гласных?

(Чтобы грамотно писать).

-Что нужно делать, чтобы правильно писать слова?

(Уметь применять это правило, больше тренироваться)

Ласка- поласкал, слез, слезть- слезал, затвор- отворила

– Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

(Для сведения Омофоны – это омонимы, возникшие вследствие действия фонетических законов русского языка: одинакового произношения некоторых гласных в безударном положении, а также оглушения звонких согласных в конце слова и в середине слова перед глухими: придел – предел, претворяться – притворяться, дужка – душка, прут – пруд и др.)

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

– За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.

5. Раунд 3. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

– Выбираем следующее письмо. С нами играет Собака-житель города Елабуга РТ хочет проверить ваше внимание. (Интересные факты. Собака — первое животное, одомашненное человеком. Ее предки — волк и шакал. Породы собак делятся на три основные груп пы — охотничьи, служебные и декоративные. Собака привязана к человеку. Недаром в пословице говорится «Собака — друг человека»

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся. (Это часы).

- Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

(Механические).

– А какие ещё бывают часы?

(Электронные, песочные…)

– 4–0 в пользу Знатоков!

– Какая орфограмма в слове “часы”?

(Безударная гласная, проверяемая ударением).

– Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

Дети записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

– Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

(Часик, т.к. гласная в сильной позиции).

Прочитай слова, поставь ударение, подчеркните проверочное.

а) Больница, больной, боль, болеть.

б) Вода, водяной, водичка, подводный.

в) Сад, садик, садовник, садовый.

г) Травяной, травка, травушка, трава.

Последний. Раунд 5.

(Выбор конверта.)

– Следующее послание от Зайца из Верхнеуслонского района РТ. (Интересные факты. Зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Он запутывает свой след, чтобы его не смогли найти. В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают.)

(На партах приготовлены карточки с текстом от Зайца)

– Внимательно посмотрите на задание под номером 3 на ваших листочках.

Лиса.

В лису живёт рыжая леса. Лисий дом - нора. У норы играют весёлые лисята. Лисица учит их лисьим повадкам.

-Что вы видите? (Текст)

-Почему вы считаете, что это текст?

(Предложения связаны между собой.)

-А что значит лисица учит своих малышей лисьим повадкам? (привычкам)

Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

(Надо исправить ошибки).

-Какие слова требуют тщательной проверки? (Лесу, лиса)

-Какой можно сделать вывод?

(Если неправильно написать безударную гласную, слово меняет свой смысл)

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

-Спишите первое предложение, выделяя безударные гласные, поставьте ударение.

В лесу живёт рыжая лиса.

-Какую ещё орфограмму вы видите? (ЖИ)

-Что нужно помнить при написании слов с безударной гласной?

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты немедленно её ставь под ударение

Взаимопроверка.

УЧИТЕЛЬ:

– Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

7. Подведение итогов.

– Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 5–0 победила команда Знатоков!

– Знание какого правила вам помогло одержать победу?

(Правила о правописании безударных гласных в корне слова).

– Как пишется гласная в корне родственных слов?

(Одинаково).

8. Рефлексия.

- Какую орфограмму сегодня повторяли на уроке?

(Правописание безударной гласной).

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

Нужно подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная становится ударной.

-Над чем ещё нужно работать?

(Больше тренироваться в написании слов с безударной гласной).

– Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной.

- Что, делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?

(Написание таких слов надо запомнить. Это словарные слова!)

VII. Итоговая оценка своей работы на уроке.

На слайде фразеологизмы

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения.

1. Я сегодня держал (-а) ухо востро.

2. Я работал (-а), не покладая рук.

3. Я на уроке бил (-а) баклуши.

4. Я смотрел (-а) на работу класса в оба глаза.

5. Я выполнил (-а) задания без сучка, без задоринки.

6. Я работал (-а) засучив рукава.

7. Я на уроке считал (-а) ворон.



Литература.

1. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». М.: Дрофа,2004.

2. КарабановО.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12

3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

4. Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2011г.

6. Поташник, М.М. «Требования к современному уроку» - М: «Центр педагогического образования», 2013.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

8. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.

9. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.