Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Высокова Н.В. УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ «ГРИБНАЯ ПОРА»

Тип: урок формирования новых знаний и умений.

Цель: создать условия для расширения понятия о царстве грибов.

Задачи:

· создать условия для расширения и углубления знаний о новом царстве живой природы – царстве грибов;

· уметь классифицировать грибы на съедобные/несъедобные;

· учить выдвигать гипотезы, анализировать, побуждать обучающихся к формированию проблемы поиску путей ее решения, способствовать формированию умения строить речевое высказывание в устной форме;

· способствовать формированию экологического поведения в лесу.

Планируемые результаты

Предметные:

· называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники;

· различать и называть основные части гриба;

· приводить примеры съедобных и несъедобных грибов;

· сравнивать и описывать внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, опята);

· работать с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов.

Метапредметные:

Регулятивные:

· принимать и сохранять учебную задачу;

· делать проверку выполненной работе и вносить соответствующие коррективы.

Обучающиеся получили возможность

· принимать позицию слушателя, в соответствии с учебной задачей;

· уважать мнение одноклассников.

Коммуникативные:

· принимать участие в работе парой;

· давать полные ответы на заданные вопросы;

· понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Обучающиеся получили возможность

· оформлять свои мысли в монологической речи;

Познавательные:

· осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение;

· обобщать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний;

· осуществлять поиск нужной информации на рисунке;

· заполнять таблицу;

Обучающиеся получили возможность

· осуществлять поиск нужной информации, приведенной в виде таблицы.

Личностные:

· проявлять интерес к учебному материалу;

· соблюдать правила экологического поведения в лесу;

Обучающиеся получили возможность

· использовать на практике основные правила сбора грибов.

Методы обучения:

· словесные (беседа, фронтальный опрос);

· наглядные (презентация);

· проблемный;

· поисковые (частично-поисковые);

· исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

- Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

- Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

- Кто догадался, о чем идет речь?



Как догадались?

2. Постановка учебной задачи.

- Определите тему нашего урока.

(Обучающиеся совместно с учителем формулируют тему урока, ставят цель).

-Правильно.

- Тема нашего урока: “Грибная пора”.

- Сегодня мы узнаем, к какой группе живых организмов относятся грибы. Будем учиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проблемная ситуация.

- Какое общее название можно дать этим рисункам? (Корова, собака, муха, пчела, ромашка, крапива, щука, сом, гриб, голубь, дятел)



(Обучающиеся предлагают свои варианты. Объекты можно распределить на группы: растения, животные, насекомые, птицы.)

- У нас остался один рисунок. Что это?



(Гриб)

-К какой группе отнесем гриб?

(Сомнение вызывает гриб. Определяют круг своего «не знаю» на этом этапе урока.

Ребята делятся своими знаниями, возможно, и некоторым опытом.)

4. Открытие нового знания.

Знакомство с понятием «гриб».

– При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-зелёные рыжики. Вы были правы, что не смогли отнести гриб ни к одной группе живых организмов. Грибы - это не растение, ни птицы, ни животные, ни рыбы.

- Грибы – особый вид живых организмов.

- Как вы думаете, зачем люди собирают грибы? Кому еще нужны грибы?

- О чём надо помнить при сборе грибов? Давайте выделим правила сбора грибов.

- Вы совершенно правы. Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или срывать, осторожно покачивая из стороны в сторону или по кругу, главное – не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.

-Самое главное при сборе грибов помнить, что существуют съедобные и несъедобные грибы. Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. (Знакомство с таблицей "Съедобные и несъедобные грибы")

- Вспомните, когда вы ходили за грибами, какие из этих грибов встречались в нашей местности.

5. Физминутка (под музыку) "Грибочки" - Л. Некрасова

6. Первичное закрепление.

- Мы познакомились с грибами. Сейчас узнаем, кто же лучший грибник.

Игра «Самый лучший грибник».

- Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь и соотнесем с таблицей «Съедобные / несъедобные»

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.



(Подосиновик).

Под высокою сосною,

Где трухлявый пень-старик,

Окружён своей семьёю,



Первым найден… (боровик).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежки).

Растут на опушке

Рыжие подружки.

Их зовут… (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички.

Осень в лес приносят летом

Золотистые… (лисички)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки.

(Мухомор)

Их обходим стороной –

Нам не надо ни одной!

Сами лезут на полянки

Эти бледные … (поганки).

-Молодцы.

-Ребята, в какое время года чаще всего собирают грибы? Правильно, осенью. Как вы думаете почему? (беседа об осени, название месяцев осени. Работа с таблицей сбора грибов. Дети определяют какие грибы встречаются летом, осенью, весной. Выделяем, что зимой сбора грибов - нет).

-Молодцы. Вы правы, осень настолько богата своими дарами. Давайте, вспомним, чем еще богата осень. (Ответы учащихся)

- Молодцы.

- Послушайте текст и скажите названия каких грибов вам встретится.

- Дети: подберезовик, подосиновик, белый гриб.

- Молодцы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с раздаточным материалом в группе.

-Ребята, у вас на столах пазлы. Вместе соберите пазл и соотнесите с таблицей, какой гриб у вас получился.

- Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

(Дети выполняют задание под «Звуки леса», по окончании работы рассказывают по плану про гриб: 1. Название. 2. Съедобный или несъедобный.)

8.Рефлексия деятельности (итог)



- Что нового узнали о грибах?

- На столах смайлики. Покажите ваше настроение по окончании урока.



Библиографический список

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2018.

2. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы, 2010.

Сведения об авторе

Высокова Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.“, Россия, Тульская область, г. Донской.