Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Виссарионова Е.В. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Библиографическое описание:
Виссарионова Е.В. Индивидуализация обучения // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Одной из задач, поставленных перед советскими психологами реформой общеобразовательной и профессиональной школы, является индивидуализация обучения и воспитания с целью повышения качества обучения, развития творческих способностей детей. В современной психологии и педагогике наиболее распространен подход к индивидуализации обучения и воспитания, который основан на выделении различий в общих способностях детей, проявляющихся в успешности усвоения знаний, уровне развития теоретического интеллекта и т.п.

Важная задача психологии и педагогики состоит в том, чтобы помочь учащимся и родителям в раннем развитии и самоопределении ребенка, обеспечить оптимальные педагогические условия воспитания творческой личности, изучить значение возрастных периодов в творческом развитии человека, пути его профессионального самоопределения.

Рассмотрим с этой точки зрения, как происходит обычное обучение в классе. Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден строить обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные.

Работая над проблемой «Приемы преподавания в условиях индивидуализации и дифференциации обучения» я пришла к выводу, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз.

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребенка учитель также должен знать психологические и физиологические особенности учащихся и состояние здоровья каждого ребенка. Естественно, работа с детьми, имеющими отклонения здоровья, требует индивидуального подхода, так как эти ученики на уроках быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала.

Ученик на уроках слушает учителя, читает, пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не затрагивает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (урок-игра, урок-путешествие, урок-дискуссия, и так далее). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в истории. Нужно только найти его и подать детям, что побудет и их самих к подобным находкам и открытиям.

Важнейшим условием заинтересованного отношения учащихся к учебе, к предмету является личность учителя. Многое зависит от того, как он увлечен своим делом, а также умеет поддерживать веру в силу и возможности каждого ученика, умеет ли он сотрудничать с учащимися. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.

Поэтому я стремлюсь сделать так, чтобы труд учеников был радостным, а уроки – интересными. Для этого я использую в работе все наиболее эффектные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения. Основная задача учителя научить учащихся мыслить, оперировать полученными знаниями. Нельзя забывать на уроках о творческой познавательной деятельности. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ученика. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут - и не упрощать, облегчая учение,- ученики будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Индивидуализацию обучения следует отличать от индивидуального, личностного и дифференцированного подходов, относящихся, прежде всего к воспитанию.

К индивидуализации обучения относятся такие разнообразные и не похожие друг на друга формы обучения, как семейное и домашнее обучение, обучение в классах, сформированных по уровню подготовленности учеников и с учетом состояния их здоровья. Это также экстернат, самообразование и дистанционное обучение, индивидуальные учебные планы (программы), метод проектов, индивидуальный подход на уроке (занятии).

Индивидуальное обучение всегда предполагает дифференциацию учебного материала. Следует знать, что эти два термина различаются по содержанию.

Дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся, требующий группировки учащихся на выделенных основаниях для отдельного обучения.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы имеет следующие формы: фронтальная работа, групповая работа.

При самостоятельной работе учащихся на уроке могут использоваться две разновидности сотрудничества детей.

а) работа партнеров (соседи по парте, помощь более сильного ученика слабому) – при повторении, при упражнении;

б) индивидуальная самостоятельная работа (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого)

В работе могут практиковаться различные комбинации всех указанных выше форм. Можно сочетать фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. При этом одни и те же вопросы программы в зависимости от подготовленности, индивидуальных склонностей, интересов и способностей, индивидуальных темпов работы школьники изучают с различной полнотой и глубиной так, чтобы каждый был оптимально занят на уроке.

Более способным учащимся можно давать меньше общих заданий: задания должны соответствовать уровню возможностей учащегося, имеющего специальные способности по данному предмету.

Организация деятельности с одаренными детьми

Принципы работы с одаренными детьми:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Кроме того, способные учащиеся могут получать задания более высокого уровня сложности: учебная работа для способных учащихся усложняется качественно: они получают учебных заданий не больше, чем остальные учащиеся, но более высокого уровня сложности и трудности.

Специальные приемы работы с «сильными» учениками:

1) необходимо постоянное руководство и контроль со стороны учителя;

2) использовать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности;

3) для них необходима тренировка усидчивости, терпения, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения;

4) формировать навыки самоконтроля;

5) контролировать выполнение ими требований постепенности, последователь ности.

Дети с «сильной» нервной системой обладают необходимыми волевыми качест вами, для того чтобы перестроить свою работу в требуемом направлении. Основная задача учителя - убедить их в необходимости этого и постараться заставить это сделать.

При любой методике обучения, при самой лучшей его организации одни ученики будут продвигаться успешнее, и достигнут больших высот, чем другие. Думается, что сегодня уже никто не примет безоговорочно формулу: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя», никто не станет обвинять учителя в неуспеваемости учеников. Конечно, успешность обучения и весьма высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются в основном содержанием обучения, совершенствованием методики обучения, мастерством учителя, но нельзя думать, что все зависит только от этого. Успех зависит и от внутренних условий — индивидуально-психологических особенностей ученика

Специальные приемы работы со «слабыми» учениками:

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4) не заставлять отвечать только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;

5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т. п.), формировать уверенность в своих силах;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого:

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления напи санного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

10) важно научить школьника умению пережить неудачу.

Для слабых учащихся индивидуализация может достигаться с помощью следующих приемов:

- возможность выбора посильного задания из довольно большого количества различных заданий;

- более частое использование аудиовизуальных средств;

- возможность постоянных консультаций с сильными учащимися;

- эпизодические предложения слабым учащимся особо легких заданий.

В своей работе считаю необходимым использование дифференцированного обучения и индивидуального подхода к учащимся, а также применение различных форм и средств обучения учащихся для прочного усвоения ими знаний и проявления интереса к предмету.