Библиографическое описание:
Жданова И.А. Конспект открытого занятия «Символы России» курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Цель: воспитание патриотизма, духовной нравственности, формирование гражданской позиции.
Задачи:воспитывать любовь к Родине и чувство гордости;
формировать патриотические чувства, осознание себя как гражданина своей страны;
уточнить и расширить представления детей о государственной символике;
уточнить и расширить знания детей о Москве – столице государства;
расширять запас слов детей, закреплять умение отвечать на вопросы, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения.
Материал: карта Российской Федерации; изображения Российского флага, герба, аудиозапись Российского гимна; изображения флагов и гербов разных стран; аудиозаписи гимнов разных стран; изображения Московского кремля, Спасской башни; аудиозапись Кремлёвских курантов; аудиозаписи песни «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева), песни Г.Струве «Моя Россия»; фотопортрет президента России; разрезанные пословицы; макет флага России из бумаги; белый лист для флага размером 12х15 см,, синяя и красная полоски размером 4х15 см, клей, клеенка, салфетка, палочка (древко) для флага.
I. Вступительное слово учителя и детей.
Дети входят в класс. Слушают песню «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева)
Педагог: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Ребята, как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
Дети:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Педагог: Когда мы говорим «Россия», то представляем бескрайние просторы полей, полноводные реки, белые березы. Россия занимает 1-е место по территории среди всех стран мира (демонстрация карты Российской Федерации).
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Её мы Родиной зовём,
И Родина – Одна!
Что такое Родина? Родина – отечество, страна, в которой родился человек.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
В России живут люди разных национальностей, но всех объединяет одно – Мы Россияне. Мы живем в великой стране! И все мы родились в одной стране России.
А олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн.
II. Гимн России.
Педагог: Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы.
Дети:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
Педагог: Мы с вами гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (аудио запись)
III. Флаг России.
Педагог: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета. (Демонстрация флага России)
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Каждый цвет на российском флаге имеет своё значение. Что же означают цвета российского флага?
Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости.
Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы.
Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
Педагог: 22 августа в нашей стране отмечают праздник – день государственного флага российской федерации.
Дети:
Флаг наш — символ доблести
И народной гордости.
У России важный день,
Отмечать нам нужно всем!
Педагог: Где можно увидеть российский флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, правительственных зданиях, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
IV. Государственный герб Российской Федерации.
Педагог: Символ России – это герб. Государственный герб России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. (Демонстрация герба России)
Что же изображено на гербе? (Ответы детей).
Каждый элемент герба имеет свое значение:
На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Это символ вечности и единства России.
Что необычного в изображении орла? У него две головы. Такой птицы в природе не существует. Но люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. Короны – союз республик, входящих в состав России.
В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава (это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства.
На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Это изображение Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. Всадник на щите – символ победы добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Дети:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
Педагог: Где изображают герб РФ? На официальных печатях и документах, на денежных знаках, на некоторых государственных наградах.
V. Дидактическая игра «Угадай символ России»
Педагог: Давайте сыграем в игру. Проверим, кто самый внимательный! (Демонстрация флагов, гербов разных стран)
- Найди Флаг России.
- Найди Герб России.
- Узнай Гимн России. Как только услышите гимн России, вы должны встать (включается аудиозапись гимнов различных стран)
VI. Физминутка «Родина»
Нет на свете родины красивей
шагают на месте/
Боевой страны богатырей.
изображают «богатыря»
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
шагают на месте, разводят руки в стороны.
Поезжай за моря-океаны,
«едут»
Надо всей землёю пролети:
«летят»
Есть на свете различные страны,
разводят руки в стороны.
Но такой, как у нас, не найти.
отрицательно качают головой.
Глубоки наши светлые воды,
приседают.
Широка и привольна земля,
встают, руки в стороны.
И гремят, не смолкая, заводы,
стучат руками перед собой.
И шумят, расцветая поля.
плавные взмахи рукам
VII. Москва – главный город России.
Педагог: Как называется столица нашей Родины? (демонстрация изображения Московского кремля, Спасской башни)
Символом нашей Родины является и столица – город Москва.
Россия — необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!
Кремль много лет был и остается резиденцией московских князей, царей, генеральных секретарей, президентов. В настоящее время он является не только резиденцией правительства, но и музеем. Но, прежде всего, Кремль, конечно же, символ Москвы и всей России.
Спасская башня в Москве — самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.
Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля, одни из древнейших в мире. Первые часы установили больше чем пятьсот лет назад, в дальнейшем они неоднократно ремонтировались и заменялись. Ежегодно перед наступлением Нового года на фоне Спасской башни президент России выступает с поздравительной речью, а звон колоколов объявляет о наступлении нового года.
(Слушание аудиозаписи «Бой курантов»)
VIII. Президент России.
Педагог: В Кремле, работает президент и наше правительство. Президент – самый главный человек в нашей стране. Президента выбирают все взрослые граждане страны, и он руководит страной четыре года. Потом опять назначаются выборы. (Фотопортрет президента)
Кто является президентом России?
IX. Дидактическая игра «Составь пословицу».
Педагог: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане великой России должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте попробуем их разгадать. (Разрезанные пословицы)
- Составьте и объясните пословицу.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родину любить — верно Родине служить.
Знамя несть – великая честь.
X. Изготовление макета Российского флага.
Педагог: Давайте сделаем флаги.
Объяснение хода работы:
- На белый лист посередине наклеиваем синюю полоску, затем внизу приклеиваем красную полоску. Так же делаем с обратной стороны. Получился флаг. Теперь его надо закрепить на древко (палочку). Наносим клей с одной стороны флага и оборачиваем его вокруг палочки. Проглаживаем линию сгиба. Флаг готов!
XI. Итог занятия.
Дети:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
– Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом – Русь!
Слушание песни Г.Струве «Моя Россия»
Педагог: Сегодня мы говорили о государственных символах России, символах величия и могущества нашей страны. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Они достались нам в наследство от предков, дедов и прадедов.
Вы – дети России – вы будущее нашей страны. От вас зависит, какая будет наша страна, наш родной край.
Литература:
1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ [авт.-сост. А. Н. Вырщиков и др.]- Москва: Глобус, 2007.
Методические пособия:
1. Ерохина Е.Л., Круглова Т. А. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
3. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
4. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
Жданова И.А. Конспект открытого занятия «Символы России» курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.
Цель: воспитание патриотизма, духовной нравственности, формирование гражданской позиции.
Задачи:воспитывать любовь к Родине и чувство гордости;
формировать патриотические чувства, осознание себя как гражданина своей страны;
уточнить и расширить представления детей о государственной символике;
уточнить и расширить знания детей о Москве – столице государства;
расширять запас слов детей, закреплять умение отвечать на вопросы, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения.
Материал: карта Российской Федерации; изображения Российского флага, герба, аудиозапись Российского гимна; изображения флагов и гербов разных стран; аудиозаписи гимнов разных стран; изображения Московского кремля, Спасской башни; аудиозапись Кремлёвских курантов; аудиозаписи песни «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева), песни Г.Струве «Моя Россия»; фотопортрет президента России; разрезанные пословицы; макет флага России из бумаги; белый лист для флага размером 12х15 см,, синяя и красная полоски размером 4х15 см, клей, клеенка, салфетка, палочка (древко) для флага.
I. Вступительное слово учителя и детей.
Дети входят в класс. Слушают песню «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева)
Педагог: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Ребята, как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
Дети:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Педагог: Когда мы говорим «Россия», то представляем бескрайние просторы полей, полноводные реки, белые березы. Россия занимает 1-е место по территории среди всех стран мира (демонстрация карты Российской Федерации).
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Её мы Родиной зовём,
И Родина – Одна!
Что такое Родина? Родина – отечество, страна, в которой родился человек.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
В России живут люди разных национальностей, но всех объединяет одно – Мы Россияне. Мы живем в великой стране! И все мы родились в одной стране России.
А олицетворяют родную землю её символы. Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн.
II. Гимн России.
Педагог: Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы.
Дети:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
Педагог: Мы с вами гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (аудио запись)
III. Флаг России.
Педагог: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета. (Демонстрация флага России)
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Каждый цвет на российском флаге имеет своё значение. Что же означают цвета российского флага?
Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости.
Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы.
Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
Педагог: 22 августа в нашей стране отмечают праздник – день государственного флага российской федерации.
Дети:
Флаг наш — символ доблести
И народной гордости.
У России важный день,
Отмечать нам нужно всем!
Педагог: Где можно увидеть российский флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, правительственных зданиях, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
IV. Государственный герб Российской Федерации.
Педагог: Символ России – это герб. Государственный герб России – это четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. (Демонстрация герба России)
Что же изображено на гербе? (Ответы детей).
Каждый элемент герба имеет свое значение:
На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Это символ вечности и единства России.
Что необычного в изображении орла? У него две головы. Такой птицы в природе не существует. Но люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. Короны – союз республик, входящих в состав России.
В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха), а в левой – держава (это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства.
На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Это изображение Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. Всадник на щите – символ победы добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Дети:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
Педагог: Где изображают герб РФ? На официальных печатях и документах, на денежных знаках, на некоторых государственных наградах.
V. Дидактическая игра «Угадай символ России»
Педагог: Давайте сыграем в игру. Проверим, кто самый внимательный! (Демонстрация флагов, гербов разных стран)
- Найди Флаг России.
- Найди Герб России.
- Узнай Гимн России. Как только услышите гимн России, вы должны встать (включается аудиозапись гимнов различных стран)
VI. Физминутка «Родина»
Нет на свете родины красивей
шагают на месте/
Боевой страны богатырей.
изображают «богатыря»
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
шагают на месте, разводят руки в стороны.
Поезжай за моря-океаны,
«едут»
Надо всей землёю пролети:
«летят»
Есть на свете различные страны,
разводят руки в стороны.
Но такой, как у нас, не найти.
отрицательно качают головой.
Глубоки наши светлые воды,
приседают.
Широка и привольна земля,
встают, руки в стороны.
И гремят, не смолкая, заводы,
стучат руками перед собой.
И шумят, расцветая поля.
плавные взмахи рукам
VII. Москва – главный город России.
Педагог: Как называется столица нашей Родины? (демонстрация изображения Московского кремля, Спасской башни)
Символом нашей Родины является и столица – город Москва.
Россия — необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!
Кремль много лет был и остается резиденцией московских князей, царей, генеральных секретарей, президентов. В настоящее время он является не только резиденцией правительства, но и музеем. Но, прежде всего, Кремль, конечно же, символ Москвы и всей России.
Спасская башня в Москве — самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.
Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля, одни из древнейших в мире. Первые часы установили больше чем пятьсот лет назад, в дальнейшем они неоднократно ремонтировались и заменялись. Ежегодно перед наступлением Нового года на фоне Спасской башни президент России выступает с поздравительной речью, а звон колоколов объявляет о наступлении нового года.
(Слушание аудиозаписи «Бой курантов»)
VIII. Президент России.
Педагог: В Кремле, работает президент и наше правительство. Президент – самый главный человек в нашей стране. Президента выбирают все взрослые граждане страны, и он руководит страной четыре года. Потом опять назначаются выборы. (Фотопортрет президента)
Кто является президентом России?
IX. Дидактическая игра «Составь пословицу».
Педагог: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане великой России должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте попробуем их разгадать. (Разрезанные пословицы)
- Составьте и объясните пословицу.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родину любить — верно Родине служить.
Знамя несть – великая честь.
X. Изготовление макета Российского флага.
Педагог: Давайте сделаем флаги.
Объяснение хода работы:
- На белый лист посередине наклеиваем синюю полоску, затем внизу приклеиваем красную полоску. Так же делаем с обратной стороны. Получился флаг. Теперь его надо закрепить на древко (палочку). Наносим клей с одной стороны флага и оборачиваем его вокруг палочки. Проглаживаем линию сгиба. Флаг готов!
XI. Итог занятия.
Дети:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
– Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом – Русь!
Слушание песни Г.Струве «Моя Россия»
Педагог: Сегодня мы говорили о государственных символах России, символах величия и могущества нашей страны. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Они достались нам в наследство от предков, дедов и прадедов.
Вы – дети России – вы будущее нашей страны. От вас зависит, какая будет наша страна, наш родной край.
Литература:
1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ [авт.-сост. А. Н. Вырщиков и др.]- Москва: Глобус, 2007.
Методические пособия:
1. Ерохина Е.Л., Круглова Т. А. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
3. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
4. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.