Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Мирошниченко Р.С. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Библиографическое описание:
Мирошниченко Р.С. Формирование необходимого уровня функциональной грамотности одаренных детей через внеклассную деятельность // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

В национальной образовательной программе «Наша новая школа» сказано: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся при приёме в вузы».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Грайворона уже в течение нескольких лет работает над реализацией школьной программы «Одаренные дети», основной целью которой является создание условий для развития творческих способностей школьников. Педагогический коллектив осваивает передовые технологии, в школе действует педагогический семинар-практикум по проблеме «Формирование учебно-исследовательской культуры как фактор творческого саморазвития школьников». Роль иностранного языка в решении этой проблемы неоспорима.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Поставленные задачи реализуются в областной программе по иноязычному образованию. Одобренная правительством Российской Федерации стратегия Модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.

На основании соотнесения образовательного стандарта иноязычного образования, реализующегося в российской школе, с общеевропейскими требованиями правительство РФ определило необходимый уровень функциональной грамотности по иностранному языку, позволяющий человеку вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В преподавании языка решено ориентироваться на пороговый уровень Совета Европы - то есть на умение понимать иностранный язык, читать, писать и разговаривать на нем. Таким образом, выполнение поставленной задачи стало возможным при использовании новых подходов и технологий, форм организации урочной и внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми.

Организация такой работы призвана разрешить следующие противоречия:

- между уровнем мотивации в изучении иностранного языка общего состава учащихся и одаренных детей;

- между уровнем развития коммуникативной компетенции общего состава учащихся и одаренных детей;

- между возможностями организации урочной и внеклассной работы в изучении иностранного языка.

Система внеклассной работы учителя по иностранному языку в школе с углубленным изучением отдельных предметов г. Грайворона реализуется по следующим направлениям:

· исследовательская деятельность учащихся

· организация работы летней школы творчества;

· работа с языковым портфолио;

· недели иностранного языка;

· кружковая работа;

· олимпиады, конкурсы, чемпионаты, интернет-олимпиады.

Цель исследовательской деятельности учащихся:

создать условия для развития творческого потенциала и самореализации учащихся, возможность лучше проявить свою индивидуальность, формирование компетентностей.

Проведение школьных олимпиад, языковых конкурсов и праздников занимает немаловажное значение в жизни нашей школы. Эти мероприятия способствуют более прочному усвоению языкового материала, развивают творческую активность, самостоятельность, воспитывают интерес к изучению иностранного языка, дают выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников. Школьные олимпиады и языковые конкурсы проводятся с 5 по 11 классы, помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы. Вместе с тем все это призвано способствовать достижению конечной цели обучения в средней школе – повышению уровня знаний, умений и навыков ее выпускников, созданию такой языковой базы, которая смогла бы обеспечить им навыки практического использования лексико-грамматического программного материала.

Учащиеся нашей школы принимают участие в Интернет- олимпиадах «Macmillan» в режиме on-line. Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у учащихся творческих способностей, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей, повышение мотивации к изучению английского языка.

Целесообразно выделить и такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка, которая интересно и разнообразно проходит в нашей школе. Тематику мероприятий в рамках Недели стараемся сделать интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом, чтобы она отвечала возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки: Олимпиада 4 класс, страноведческая викторина «По стране изучаемого языка», кулинарный поединок, конкурс кроссвордов 1-4 классы, конкурс газет, театрализованное представление «Наш маленький театр», гала-концерт «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», выставка языковых портфолио учащихся, конкурс компьютерных презентаций «Моя визитная карточка» и т.д. Обязательным условием проведения Недели является создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Завершается неделя награждением победителей.

В свете модернизации как Российского образования, так и языковой подготовки школьников учителя нашей школы ищут новые формы и методы активизации учащихся, создания у них мотивации к изучению языка. Уже несколько лет в школе работает летняя языковая школа для учащихся среднего и старшего звена.

Основная задача создания летней школы творчества - формирование необходимого уровня функциональной грамотности одаренных детей посредством использования проектно-исследовательского метода.

Уникальность его использования состоит:

- в наличии высокого уровня внутренней мотивации всех учащихся;

- в разновозрастном составе учащихся (учащиеся 5-10 классов);

- в наличии высокого уровня познавательных потребностей учащихся.

Ребята работают над проектами по страноведению, занимаются грамматикой, пробуют свои силы в конкурсах. От краткосрочных практико-ориентированных проектов учащихся среднего звена появляется новый, более сложный тип проекта- практико-ориентированный, что позволяет сделать вывод о повышении функциональной грамотности учащихся.

Таким образом, организация исследовательской деятельности со школьниками в летней школе творчества является логическим продолжением процесса формирование необходимого уровня функциональной грамотности одаренных детей, осуществляемого в течение учебного года.

Наши ученики принимают участие в создании языкового портфеля. В основе идеи возникновения педагогической технологии введения языкового портфеля (портфолио) учащегося лежит документ «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», принятый Советом Европы в 1996 году в Страсбурге.

Языковой портфель ученика представляет собой набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись, самостоятельно оценивать свой уровень, ставить индивидуальные цели, развивать навыки рефлексии по поводу проделанной работы. Работа над Портфелем началась с «Досье» ученика. В него включены лучшие работы, свидетельствующие об успехах в овладении языками, индивидуальные и групповые проекты, компьютерные презентации, письма, открытки, грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося.

В результате введения языкового портфеля была осуществлена поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся. «Языковой Портфель» способствует усилению ситуации успеха в учебной деятельности, позитивному самоутверждению личности, влиянию на формирование ценностных установок, созданию предпосылок для совершенствования и самостоятельного изучения иностранного языка.

Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершен ствование практических навыков и умений; развитие творческой активности, инициативы и самосто ятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний,

формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отды ха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.

Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранных языков, внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

Подтверждением правильно выбранной стратегии в обучении одаренных детей является:

- увеличение количества одаренных и мотивированных детей к изучению иностранного языка;

- результативность участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня;

- повышение уровня формирования исследовательской культуры;

- успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.