Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Вербенко Марина Борисовна
учитель-логопед
МОУ "Куриловская гимназия"

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал. Развитие изобретательских способностей у детей с ОВЗ - одно из направлений коррекционно-педагогического процесса, так как в данной работе возможно качественно и продуктивно развивать познавательную сферу, связную речь, лексико-грамматический строй, корректировать фонетическое восприятие у детей. В процессе обучения, педагог знакомит детей с изобретательской деятельностью в плане профориентации, так как в любой профессии человек способен изобретать то, что делает его труд более продуктивным. Педагогические технологии, которые использует педагог достаточно разнообразны: конструирование, мнемотехника, алгоритмическое мышление, артпрактики. Ассоциативно-синектическая технология синтезирует практически все эти технологии и предоставляет ресурс для формирования и развития изобретательских способностей у детей дошкольного и школьного возраста.

Автором ассоциативно-синектической технологии (далее АС-технологии) является Сергей Аркадьевич Новоселов, доктор педагогических наук.

Цель использования АС- технологии: создать условия для комплексного развития творческих способностей детей дошкольного возраста с проекцией на изобретательскую деятельность.

Задачи:

1 сформировать у детей мотивацию к изобретательской деятельности;

2 выявить одаренных детей, склонных к изобретательству.

АС- технология обеспечивает комплексное развитие творческих способностей детей к нескольким видам деятельности: вербальной, изобразительной и технико-технологической.

Реализация технологии заключается в том, что для создания творческого продукта (изобретения) дети, под руководством педагога, должны сначала придумать, или скомбинировать из известных стихов, потешек, скороговорок свои оригинальные стихи, проиллюстрировать их рисунками, чертежами. Затем, используя различные конструкторы, создать уникальное изобретение. Таким образом, данная технология способствует развитию речи и коммуникативных возможностей и изобретательских способностей у дошкольников.

Трудности, возникающие при использовании технологии:

- основная сложность заключается в адаптации АС-технологии для дошкольников и младших школьников. Необходимо использовать наглядное изображение предметов и их качеств для того, чтобы ребенок смог правильно подобрать ассоциации, которые только формируются в дошкольном возрасте;

- нарушения речевого развития детей и формирования мелкой моторики.

АС-технология в образовательном процессе.

АС-технологию возможно интегрировать в обучающую деятельность по конструированию, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности. Наиболее эффективной является подгрупповая работа.

Этапы внедрения АС-технологии в педагогический процесс развития и обучения детей:

1 Диагностический этап:

Цель: определить готовность всех участников образовательного процесса реализовывать АС-технологию.

Задачи: выявить дидактический материал, требующий конкретной подачи;

проанализировать образовательную программу, тематическое планирование;

выбрать темы, формы образовательной деятельности; выявить особенности реагирования детей на необычную для них деятельность.

2 Прогностический этап:

Цель: исследование возможностей применение АС-технологии в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ.

Задачи: сформулировать целевые ориентиры для детей с ОВЗ; адаптировать АС-технологию для дошкольников с ОВЗ; подобрать и приобрести необходимое оборудование для реализации АС-технологии.

3 Практический этап:

Цель: внедрение АС-технологии в практическую деятельность с детьми с ОВЗ.

Задачи: разработать программно-методическое обеспечение;

разработать и реализовать проект «Мы-изобретатели!»;

создать оригинальные стихи и изобретения с использованием АС-технологии.

4 Аналитический этап:

Цель: анализ созданных условий для развития детей с ОВЗ.

Задачи: исследовать эффективность использования АС-технологии в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ.

Алгоритм использования ассоциативно-синектической технологии

1. Подбор стихотворения.

2. Анализ стихотворения с подбором ассоциативного ряда слов.

3. Постановка проблемы (что изобретаем, необходимость изобретения).

4. Возможные пути ее решения (как будем изобретать).

5. Рисование, чертеж будущего изобретения.

6. Создание оригинального изобретения.

Планируемые результаты для детей:

Инициативный ребенок умеет реализовывать свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность; ребенок конструирует по плану, чертежу;

ребенок определяет пространственные отношения в конструкции;

ребенок правильно использует в речи предложно-падежные конструкции; развитие мелкой моторики пальцев рук соответствует возрасту;

ребенок умеет анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умеет систематизировать информацию;

у ребенка формируются ассоциативные связи и словесно-логическое мышление;

ребенок размышляет, составляет рассказы и стихи.

Опыт использования АС-технологии в образовательной деятельности с детьми ОВЗ.

Работа по проекту «Мы-изобретатели!»

Изобретение №1.

Тема «Фрукты».

Цель: «ящик складной – раскладной» (для перевозки фруктов).

Необходимость изобретения: сборно-разборный ящик легче мыть и перевозить, т.к. сборная конструкция занимает меньше места в машине и на складе, чем объемная.

Стихотворение

Ассоциативный ряд

Сконструированное

стихотворение

Дыни, яблоки, салат

Фрукты – прямо нарасхват

Угощайся, не зевай!

Добрый нынче урожай!

Груши, абрикосы

Необходимы, нужны

Фрукты собираем, покупаем, употребляем

Груши, абрикосы!

Фрукты всем нужны!

Собираем их в ящики складные-раскладные,

Отправляем в магазин



Работа по конструированию изобретения:

1. создание чертежа.

2. выбор деталей конструктора (ТИКО-конструктор «Архимед»).

3. сборка объемной конструкции.

4. испытание изобретения.

Изобретение №2

Тема «Подарок для учителя». День Учителя.

Цель: создание дыхательного тренажера «Цветок».

Необходимость: учитель должен быть здоровым.

Стихотворение

Ассоциативный ряд

Сконструированное

стихотворение

Лети лепесток,

Через запад на восток

Лишь коснёшься ты земли

Будь по - моему вели!

цветок

направление

прибытие, попадание

исполнение желания

Лети, лети цветок,

В наш класс попадешь,

Пожелания здоровья и удачи любимому учителю ты принесешь!



Работа по конструированию изобретения:

1. Рисование цветка, определение элементов (стебель, лепестки).

2. Выбор деталей ТИКО-конструктора для создания объемного цветка.

3. Решение задачи: как использовать? Решение – коктельная одноразовая палочка для выдувания воздушной струи.

4. Конструирование дыхательного тренажера.

5. Испытание (обязательно положить в цветок картинки-символы с пожеланиями).

Изобретение №3

Тема «Сад-огород»

Цель: изобретение «Горохосеялки»

Необходимость: пожилым людям трудно нагибаться, поэтому нужно разработать приспособление, чтобы горох скатывался по желобу и попадал на грядку.

Потешка

Ассоциативный ряд

Сконструированное

стихотворение

Баба сеяла горох,

Прыг – скок, прыг – скок, баба шла, шла,

Пирожок нашла,

села, поела, опять пошла!

бабушка, женщина, тетя прыгать, скакать, рассыпаться

ходить, двигаться, уставать

булочка, ватрушка

кушать, питаться

Бабушка сеяла горох,

А горох по земле рассыпается! Устала бабуля сеять горох!

Бабулечка шла, шла,

Нашу горохосеялку нашла, Вот горох по желобку передвигается,

И на грядочку направляется!



Работа по конструированию изобретения:

1. Чертеж (проблема: как правильно сделать желоб, чтобы не допустить произвольного скатывания гороха на землю).

2. Подбор деталей ТИКО-конструктора (набор «Архимед»).

3. Сборка конструкции (учитываем сложность крепления деталей и последовательность сборки).

4. Испытание уникальной «Горохосеялки».

Работа по реализации проекта «Мы - изобретатели» с использованием АС-технологии продолжается.

Вывод

Отмечается положительная тенденция в проявлении всего комплекса творческих возможностей детей и педагога, включенных в работу по АС-технологии.

Список используемых источников.

1.Новоселов С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса. Педагогическое образование и наука. 2011г.

2. Дьячкова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в ОУ: учебное пособие. Екатеринбург 2015г.

3. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, СПБ ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.

4. Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОРУ, М: АРКТИ,2003г.

5.Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» СПб ООО «Издательство «Детство-пресс» 2013г.