Библиографическое описание:
Касандина Н.В., Шиляева Н.Н. ПРОЕКТ «ТИМБИЛДИНГ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩ-ИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
Пояснительная записка
Введение
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью.
Данное направление в сфере образования лиц с нарушениями интеллекта имеет свою специфику и связано с особенностями развития конкретной нозологической группы. На начальном уровне образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоциональная сфера прежде всего характеризуется незрелостью, недоразвитием. При этом, дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоций. Исходя из данной особенности можно сделать вывод о неустойчивом эмоциональном состоянии общности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это выступает определенным осложнением при межличностном взаимодействии. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осложнена оценка психологического, эмоционального состояния других людей. Вышеперечисленные особенности оказывают негативное влияние не только и не столько на образовательный процесс, сколько на межличностные взаимоотношения, социализацию и социальную адаптацию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так же для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны различные нарушения поведенческого компонента структуры личности. Здесь может наблюдаться, как и доброжелательность, общительность, послушание, так и драчливость, жестокость, проявления актов агрессии по отношению к окружающим. При выделении причин данного поведения следует указать и органическое поражение центральной нервной системы, и общее психическое недоразвитие, определенные специфические особенности высшей нервной деятельности. При формировании коллектива большое значение играет поведение во взаимодействии друг с другом участников данного коллектива.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения отмечают, что многие дети при проведении коллективных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. В свободной деятельности взаимодействуют друг с другом неконструктивно или не взаимодействуют совсем.
Так возникла идея внедрения элементов тимбилдинга, в связи с этим был разработан данный проект.
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразования – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и т.д.).
Актуальность
В образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), коллектив играет огромное значение для продуктивного построения образовательного процесса. Такие критерии, как уровень сформированности коллектива и межличностные связи обучающихся, все это вместе будет выявлять общий уровень комфортности нахождения в коллективе и как следствие – повышение или снижение мотивации и устремленности к трудовой деятельности. Наиболее продуктивными в таком случае будут служить взаимоотношения, выстроенные на обоюдном доверии, терпимости и открытости. В таком случае будет смягчаться влияние обучающихся с девиантным поведением на деятельность класса, его работоспособность.
Упражнения и игры на командообразования позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, самостоятельной организации свободной деятельности в группе. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, понимать и принимать эмоции и настроения других членов группы. Тимбилдинг для младших школьников – это командные игры, направленные на сплочение коллектива;
Вид проекта: практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Цель проекта:
- снятие эмоционального напряжения, тревожности, агрессии;
- развитие начальных навыков понимания собственных эмоций и эмоций окружающих;
- развитие межполушарных связей, мышления, внимания;
- повышение уровня доверия и взаимопомощи в коллективе;
-сплочение коллектива;
-формирование уверенности.
- формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга.
Результатом совместной деятельности непременно будет создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, комфортного нахождения детей в образовательном пространстве.
Задачи:
1. Изучение личностных возможностей всех обучающихся;
2. определения доступной коллективной деятельности;
3. работа над положительным эмоциональным фоном, развитие ситуаций успеха;
4. включения обучающихся во взаимоотношения со сверстниками, педагогами используя упражнения и игры на командообразования.
5. создания условий для формирования коммуникативных связей посредством новой формы проведения - тимбилдинг.
6. оценка эффективности проведенной работы.
Формы и методы, использованные в реализации проекта:
В процессе формирования психологического климата детского коллектива используются различные методы и формы работы, а также психолого-педагогические технологии. Это индивидуальные, групповые и коллективные беседы с детьми, искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций и т.д. Одним из инструментов, как мы уже говорили, является командообразующая деятельность, тимбилдинг.
Упражнения и занятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Приведем несколько примеров таких упражнений.
Упражнение «Пузырь». Дети встают в хоровод, берутся за руки. Собираются в центр круга максимально близко и делают вращательные движения руками (намыливают пузырь). Затем, не расцепляя рук, медленно шагают назад, расширяя круг с речевым проговариванием:
Дуйся, дуйся пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Затем бегут по кругу с речевым проговариванием:
А пузырь летел-летел и за веточку задел!
Бегут в центр: Пш-ш-ш-ш-ш!
Упражнение «Здравствуй, друг». Дети встают друг на против друга. И выполняют движения с речевым сопровождением:
Здравствуй друг (рукопожатия)
Как ты тут? (легкие похлопывания по плечам)
Ты пришел! (раскрываем руки широко)
Хорошо! (обнимаемся)
Затем меняются партнерами до тех пор, пока не поздороваются со всеми.
Упражнение «Тула-ла-ла». Дети встают в линию, руки на плечах у соседей. Раскачиваются из стороны в сторону с речевым сопровождением:
Тула-ла-ла
Тула-ла-ла
Тула-ла-ла
Оп! (все наклоняются вперед).
Ритм постепенно убыстряется.
Упражнение «Паровоз». Все участники становятся друг за другом в цепочку. Один человек водит всех остальных по помещению. Затем «машинист» меняется.
Упражнение «Змея». Ведущий – «голова змеи» ходит между остальными детьми и говорит: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! Хочешь стать моим хвостом?»-выбирает одного из ребят. Кого выбрали отвечает: «Ну конечно же хочу!» Голова должна собрать всех участников в хвост.
Упражнение «Зеркало». Дети встают друг на против друга. Один человек показывает движения, а второй (зеркало) повторяет. Затем наоборот: тот, кто был зеркалом показывает, а первый повторяет.
Упражнение «Рука к руке». Для игры необходимо нечетное число игроков. Водящий произносит: “Рука к руке! Все меняются местами!”. И все участники игры, в том числе и ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится водящим. Игра продолжается. Можно отдавать команды: “Мизинец к мизинцу”, “Пятка к пятке”, “Колено к колену”, «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т.д.
Упражнение «Узнай меня»
Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.
Упражнение «Построй фигуру». Дети встают в круг, в руки им дается веревка. Затем по команде ведущего им необходимо перестроится в заданную ведущим фигуру.
Упражнение-ритуал «Мое настроение». По очереди каждому участнику предлагается выбрать свое настроение (смайлики у педагога-психолога). Сначала это выбор из двух: хорошее (веселое) и плохое. По мере изучения эмоций на специально организованных занятиях можно предлагать детям смайлы, отражающие спокойное, ровное настроение, злое, грустное и т.д. Ребенок выбирает смайл и поясняет (по возможности) причину такого выбора (события в течение дня, способствующие данному настроению). Остальным предлагается определить свои действия: если веселое настроение- похлопать ученику (порадоваться вместе с ним), если грустное – обнять всем вместе (поддержать).
Упражнение-ритуал «Игра-прощание». В конце учебного дня дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Творчески ориентированная совместная деятельность детей ― достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, и концерты, и детские спектакли, и еще многое другое, что называется коллективным творчеством. Используя данный механизм формирования психологического климата детского коллектива, решается ряд других не менее важных педагогических задач: укрепление взаимоотношений между детьми и снижение уровня конфликтов.
Планируемые результаты:
1.Повышение заинтересованности детей к игровым занятиям.
2.Повышение заинтересованности обучающихся к взаимодействию друг с другом.
3. Снижение уровня межличностной тревожности через тактильный контакт в играх.
4. Развитие эмпатии у обучающихся.
5.Самостоятельная организация игровой деятельности детей в свободное время.
Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Срок реализации проекта: 1 год (2022-2023 уч. год)
План реализации проекта
Этап
Содержание этапа
Сроки
Ответственные
Подготовительный
Разработка проекта «Тимбилдинг-эффективный инструмент формирования детского коллектива».
Оценка начальных навыков взаимодействия в коллективе.
Планирование работы.
Сентябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Практический
Упражнения «Пузырь», «Здравствуй друг»
Октябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Узнай меня», изучение эмоций.
Ноябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение-ритуал «Мое настроение», упражнение-ритуал «Игра-прощание».
Декабрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Паровоз», «Змея».
Январь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Зеркало», «Рука в руке»
Февраль
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Тула-ла-ла», «Построй фигуру».
Март
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Проведение командообразующих групповых игр: «В поисках клада», «Веселая перемена»
Апрель
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Заключительный
Изучение результативности работы, заполнение таблицы наблюдений.
Презентация проекта.
Май
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Реализация проекта:
1. Диагностика социально-коммуникативных навыков обучающихся (Приложение 1)
2. Разучивание игр на сплочение детского коллектива, игры на переменах:
· «Пузырь»
· «Здравствуй друг»
· «Узнай меня»
· «Паровоз»
· «Змея»
· «Зеркало»
· «Рука в руке»
· «Тула-ла-ла»
· «Построй фигуру»
3. Знакомство с базовыми эмоциями на специальных подгрупповых и индивидуальных занятиях с педагогом-психологом
4. Использование упражнений-ритуалов в течение учебного дня для развития эмпатии, сплоченности класса:
· «Мое настроение»
· «Игра-прощание»
5. Проведение групповых игр-квестов (тимбилдинг):
· «Веселая перемена»
· «В поисках клада»
6. Анализ результатов (Приложение 2)
7. Фото реализации проекта
Вывод
· В ходе проекта проводились все намеченные ранее мероприятия: диагностические процедуры, подбор специальных игр-упражнений исходя из возможностей детей, разучивание игр-упражнений и выполнение их в перемены и во внеурочной деятельности, специально организованные занятия педагогом-психологом по эмоциональному развитию и навыков эмпатии.
· В результате специально организованной системной работы в апреле стало возможно проведение игр-квестов, где все обучающиеся смогли принять активное участие.
· К концу реализации проекта ребята изучили 9 игр на сплочение, некоторые игры обучающиеся самостоятельно организовывали в свободной деятельности.
· Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
· В классе снизилось количество конфликтов в свободной деятельности.
· Двое обучающихся, демонстрировавшие тревожное поведение стали свободнее себя чувствовать в детском коллективе.
Для детей с интеллектуальными нарушениями (ОВЗ) важно не только получение знаний, но и формирование навыков социализации и взаимодействия в коллективе. В этом им могут помочь различные методы тимбилдинга - особый подход к формированию командного духа, который используется для укрепления взаимоотношений между детьми и снижения уровня конфликтов в классе.
Приложение 1
Диагностика социально-коммуникативных навыков обучающихся
Цель диагностики: выявление уровня развития социально-коммуникативных навыков обучающихся
Метод: наблюдение за обучающимися в ходе игровой, учебной деятельности.
Особенности проведения:
В связи с психофизическими особенностями большинства обучающихся в классе, трудностями восприятия вербальных инструкций к заданиям было принято использовать метод стандартизированного наблюдения по выбранным критериям, приведенным ниже в таблице:
Таблица диагностики социально-коммуникативных навыков обучающихся
ФИ обучающегося
1.Называет имена одноклассников (при отсутствии вербальной речи показывает на одноклассников, которых называет педагог) (2);
-Знает имена не всех ребят в классе (1);
-Не знает имена других детей (0).
2.Характер контактов со сверстниками:
-вступает в контакт со всеми ребятами в классе (2)
-контакт избирателен (1)
-не вступает в контакт с другими ребятами в классе (0)
3.Инициатива в контактах со сверстниками:
-инициирует контакт, предлагает конструктивные формы взаимодействия (2);
-инициирует контакт, но контакт не продуктивный (1);
-не проявляет активности во взаимодействии со сверстниками (0)
4.Сформированность конструктивных умений общения в коллективе:
-выражает благодарность (1);
-делится (1);
-извиняется (1).
5. Навыки сотрудничества:
-соблюдает правила игр (1);
-может договариваться, идет на уступки (1);
-предлагает помощь одноклассникам (1).
6. Эмпатия:
-радуется успехам одноклассников, переживает за неудачи (1);
-может дать оценку поступкам других ребят (1);
-проявляет доброжелательность в общении (1).
Общий балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого (средн. знач.)
Интерпретация результатов диагностики социально-коммуникативных навыков обучающихся (баллы суммируются):
Высокий уровень: результат 13-15 баллов свидетельствует о довольно высоком уровне социально-коммуникативных навыков у ребенка навыков: знает своих одноклассников, обращается к ним с просьбами, предлагает помощь, может сопереживать с ними успехи и неудачи, инициирует самостоятельную коллективную деятельность среди сверстников, не создает конфликтных ситуаций.
Средний уровень: Общий результат 9-12 баллов свидетельствует о частичной сформированности навыков общения в кругу сверстников: ребенок проявляет активность в контактах со сверстниками, но контакты не всегда продуктивны, поддерживает инициативу других детей, но не может организовать деятельность сам, не всегда демонстрирует верную реакцию в спорной ситуации или когда необходима помощь.
Низкий уровень: Общий результат 8 и менее баллов свидетельствует о отсутствии у ребенка навыков сотрудничества, конструктивных умений общения в коллективе, малом интересе к взаимодействию с другими детьми.
Приложение 2
Общие выводы по мониторингу социально-коммуникативных навыков обучающихся:
На начало учебного года все 9 обучающихся (100%) показали низкий уровень развития социально-коммуникативных навыков, у многие затруднялись назвать (показать) одноклассников, путали их имена. Некоторые дети не вступали в контакт с другими ребятами в классе, остальные привлекали к себе внимание простыми манипулятивными играми с предметами, либо просто бегали друг за другом, не устанавливая определенных правил. Дети не хотели делится игрушками друг с другом, отнимали их у других, иногда ситуации переходили в конфликты. При неуспехах или, наоборот, позитивных событиях у одного из ребят многие демонстрировали нейтральные реакции.
В мае проведена повторная диагностика, по результатам которой можно говорить о положительной динамике развития социально-коммуникативных навыков обучающихся. Шестеро детей продемонстрировали средний уровень развития диагностируемых показателей. В целом дети стали активнее вступать в контакт друг с другом, конфликтность в общении практически отсутствует. Ребята стали обращать внимания на успехи других, радоваться вместе с ними, так же сопереживая друг другу при неудачах. Большинство обучающихся стараются соблюдать правила игр-упражнений на переменах. Двоим обучающимся недоступно самостоятельное участие в каких-либо коллективных игр без помощи со стороны взрослого в силу психофизических особенностей.
Фотоотчет
Касандина Н.В., Шиляева Н.Н. ПРОЕКТ «ТИМБИЛДИНГ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩ-ИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
Пояснительная записка
Введение
В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью.
Данное направление в сфере образования лиц с нарушениями интеллекта имеет свою специфику и связано с особенностями развития конкретной нозологической группы. На начальном уровне образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоциональная сфера прежде всего характеризуется незрелостью, недоразвитием. При этом, дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоций. Исходя из данной особенности можно сделать вывод о неустойчивом эмоциональном состоянии общности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это выступает определенным осложнением при межличностном взаимодействии. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осложнена оценка психологического, эмоционального состояния других людей. Вышеперечисленные особенности оказывают негативное влияние не только и не столько на образовательный процесс, сколько на межличностные взаимоотношения, социализацию и социальную адаптацию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так же для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны различные нарушения поведенческого компонента структуры личности. Здесь может наблюдаться, как и доброжелательность, общительность, послушание, так и драчливость, жестокость, проявления актов агрессии по отношению к окружающим. При выделении причин данного поведения следует указать и органическое поражение центральной нервной системы, и общее психическое недоразвитие, определенные специфические особенности высшей нервной деятельности. При формировании коллектива большое значение играет поведение во взаимодействии друг с другом участников данного коллектива.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения отмечают, что многие дети при проведении коллективных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. В свободной деятельности взаимодействуют друг с другом неконструктивно или не взаимодействуют совсем.
Так возникла идея внедрения элементов тимбилдинга, в связи с этим был разработан данный проект.
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразования – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и т.д.).
Актуальность
В образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), коллектив играет огромное значение для продуктивного построения образовательного процесса. Такие критерии, как уровень сформированности коллектива и межличностные связи обучающихся, все это вместе будет выявлять общий уровень комфортности нахождения в коллективе и как следствие – повышение или снижение мотивации и устремленности к трудовой деятельности. Наиболее продуктивными в таком случае будут служить взаимоотношения, выстроенные на обоюдном доверии, терпимости и открытости. В таком случае будет смягчаться влияние обучающихся с девиантным поведением на деятельность класса, его работоспособность.
Упражнения и игры на командообразования позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, самостоятельной организации свободной деятельности в группе. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, понимать и принимать эмоции и настроения других членов группы. Тимбилдинг для младших школьников – это командные игры, направленные на сплочение коллектива;
Вид проекта: практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Цель проекта:
- снятие эмоционального напряжения, тревожности, агрессии;
- развитие начальных навыков понимания собственных эмоций и эмоций окружающих;
- развитие межполушарных связей, мышления, внимания;
- повышение уровня доверия и взаимопомощи в коллективе;
-сплочение коллектива;
-формирование уверенности.
- формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга.
Результатом совместной деятельности непременно будет создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, комфортного нахождения детей в образовательном пространстве.
Задачи:
1. Изучение личностных возможностей всех обучающихся;
2. определения доступной коллективной деятельности;
3. работа над положительным эмоциональным фоном, развитие ситуаций успеха;
4. включения обучающихся во взаимоотношения со сверстниками, педагогами используя упражнения и игры на командообразования.
5. создания условий для формирования коммуникативных связей посредством новой формы проведения - тимбилдинг.
6. оценка эффективности проведенной работы.
Формы и методы, использованные в реализации проекта:
В процессе формирования психологического климата детского коллектива используются различные методы и формы работы, а также психолого-педагогические технологии. Это индивидуальные, групповые и коллективные беседы с детьми, искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций и т.д. Одним из инструментов, как мы уже говорили, является командообразующая деятельность, тимбилдинг.
Упражнения и занятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Приведем несколько примеров таких упражнений.
Упражнение «Пузырь». Дети встают в хоровод, берутся за руки. Собираются в центр круга максимально близко и делают вращательные движения руками (намыливают пузырь). Затем, не расцепляя рук, медленно шагают назад, расширяя круг с речевым проговариванием:
Дуйся, дуйся пузырь,
Надувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Затем бегут по кругу с речевым проговариванием:
А пузырь летел-летел и за веточку задел!
Бегут в центр: Пш-ш-ш-ш-ш!
Упражнение «Здравствуй, друг». Дети встают друг на против друга. И выполняют движения с речевым сопровождением:
Здравствуй друг (рукопожатия)
Как ты тут? (легкие похлопывания по плечам)
Ты пришел! (раскрываем руки широко)
Хорошо! (обнимаемся)
Затем меняются партнерами до тех пор, пока не поздороваются со всеми.
Упражнение «Тула-ла-ла». Дети встают в линию, руки на плечах у соседей. Раскачиваются из стороны в сторону с речевым сопровождением:
Тула-ла-ла
Тула-ла-ла
Тула-ла-ла
Оп! (все наклоняются вперед).
Ритм постепенно убыстряется.
Упражнение «Паровоз». Все участники становятся друг за другом в цепочку. Один человек водит всех остальных по помещению. Затем «машинист» меняется.
Упражнение «Змея». Ведущий – «голова змеи» ходит между остальными детьми и говорит: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! Хочешь стать моим хвостом?»-выбирает одного из ребят. Кого выбрали отвечает: «Ну конечно же хочу!» Голова должна собрать всех участников в хвост.
Упражнение «Зеркало». Дети встают друг на против друга. Один человек показывает движения, а второй (зеркало) повторяет. Затем наоборот: тот, кто был зеркалом показывает, а первый повторяет.
Упражнение «Рука к руке». Для игры необходимо нечетное число игроков. Водящий произносит: “Рука к руке! Все меняются местами!”. И все участники игры, в том числе и ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится водящим. Игра продолжается. Можно отдавать команды: “Мизинец к мизинцу”, “Пятка к пятке”, “Колено к колену”, «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т.д.
Упражнение «Узнай меня»
Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» – угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.
Упражнение «Построй фигуру». Дети встают в круг, в руки им дается веревка. Затем по команде ведущего им необходимо перестроится в заданную ведущим фигуру.
Упражнение-ритуал «Мое настроение». По очереди каждому участнику предлагается выбрать свое настроение (смайлики у педагога-психолога). Сначала это выбор из двух: хорошее (веселое) и плохое. По мере изучения эмоций на специально организованных занятиях можно предлагать детям смайлы, отражающие спокойное, ровное настроение, злое, грустное и т.д. Ребенок выбирает смайл и поясняет (по возможности) причину такого выбора (события в течение дня, способствующие данному настроению). Остальным предлагается определить свои действия: если веселое настроение- похлопать ученику (порадоваться вместе с ним), если грустное – обнять всем вместе (поддержать).
Упражнение-ритуал «Игра-прощание». В конце учебного дня дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Творчески ориентированная совместная деятельность детей ― достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, и концерты, и детские спектакли, и еще многое другое, что называется коллективным творчеством. Используя данный механизм формирования психологического климата детского коллектива, решается ряд других не менее важных педагогических задач: укрепление взаимоотношений между детьми и снижение уровня конфликтов.
Планируемые результаты:
1.Повышение заинтересованности детей к игровым занятиям.
2.Повышение заинтересованности обучающихся к взаимодействию друг с другом.
3. Снижение уровня межличностной тревожности через тактильный контакт в играх.
4. Развитие эмпатии у обучающихся.
5.Самостоятельная организация игровой деятельности детей в свободное время.
Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Срок реализации проекта: 1 год (2022-2023 уч. год)
План реализации проекта
Этап
Содержание этапа
Сроки
Ответственные
Подготовительный
Разработка проекта «Тимбилдинг-эффективный инструмент формирования детского коллектива».
Оценка начальных навыков взаимодействия в коллективе.
Планирование работы.
Сентябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Практический
Упражнения «Пузырь», «Здравствуй друг»
Октябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Узнай меня», изучение эмоций.
Ноябрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение-ритуал «Мое настроение», упражнение-ритуал «Игра-прощание».
Декабрь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Паровоз», «Змея».
Январь
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Зеркало», «Рука в руке»
Февраль
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Упражнение «Тула-ла-ла», «Построй фигуру».
Март
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Проведение командообразующих групповых игр: «В поисках клада», «Веселая перемена»
Апрель
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Заключительный
Изучение результативности работы, заполнение таблицы наблюдений.
Презентация проекта.
Май
Шиляева Н.Н., Касандина Н.В.
Реализация проекта:
1. Диагностика социально-коммуникативных навыков обучающихся (Приложение 1)
2. Разучивание игр на сплочение детского коллектива, игры на переменах:
· «Пузырь»
· «Здравствуй друг»
· «Узнай меня»
· «Паровоз»
· «Змея»
· «Зеркало»
· «Рука в руке»
· «Тула-ла-ла»
· «Построй фигуру»
3. Знакомство с базовыми эмоциями на специальных подгрупповых и индивидуальных занятиях с педагогом-психологом
4. Использование упражнений-ритуалов в течение учебного дня для развития эмпатии, сплоченности класса:
· «Мое настроение»
· «Игра-прощание»
5. Проведение групповых игр-квестов (тимбилдинг):
· «Веселая перемена»
· «В поисках клада»
6. Анализ результатов (Приложение 2)
7. Фото реализации проекта
Вывод
· В ходе проекта проводились все намеченные ранее мероприятия: диагностические процедуры, подбор специальных игр-упражнений исходя из возможностей детей, разучивание игр-упражнений и выполнение их в перемены и во внеурочной деятельности, специально организованные занятия педагогом-психологом по эмоциональному развитию и навыков эмпатии.
· В результате специально организованной системной работы в апреле стало возможно проведение игр-квестов, где все обучающиеся смогли принять активное участие.
· К концу реализации проекта ребята изучили 9 игр на сплочение, некоторые игры обучающиеся самостоятельно организовывали в свободной деятельности.
· Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
· В классе снизилось количество конфликтов в свободной деятельности.
· Двое обучающихся, демонстрировавшие тревожное поведение стали свободнее себя чувствовать в детском коллективе.
Для детей с интеллектуальными нарушениями (ОВЗ) важно не только получение знаний, но и формирование навыков социализации и взаимодействия в коллективе. В этом им могут помочь различные методы тимбилдинга - особый подход к формированию командного духа, который используется для укрепления взаимоотношений между детьми и снижения уровня конфликтов в классе.
Приложение 1
Диагностика социально-коммуникативных навыков обучающихся
Цель диагностики: выявление уровня развития социально-коммуникативных навыков обучающихся
Метод: наблюдение за обучающимися в ходе игровой, учебной деятельности.
Особенности проведения:
В связи с психофизическими особенностями большинства обучающихся в классе, трудностями восприятия вербальных инструкций к заданиям было принято использовать метод стандартизированного наблюдения по выбранным критериям, приведенным ниже в таблице:
Таблица диагностики социально-коммуникативных навыков обучающихся
ФИ обучающегося
1.Называет имена одноклассников (при отсутствии вербальной речи показывает на одноклассников, которых называет педагог) (2);
-Знает имена не всех ребят в классе (1);
-Не знает имена других детей (0).
2.Характер контактов со сверстниками:
-вступает в контакт со всеми ребятами в классе (2)
-контакт избирателен (1)
-не вступает в контакт с другими ребятами в классе (0)
3.Инициатива в контактах со сверстниками:
-инициирует контакт, предлагает конструктивные формы взаимодействия (2);
-инициирует контакт, но контакт не продуктивный (1);
-не проявляет активности во взаимодействии со сверстниками (0)
4.Сформированность конструктивных умений общения в коллективе:
-выражает благодарность (1);
-делится (1);
-извиняется (1).
5. Навыки сотрудничества:
-соблюдает правила игр (1);
-может договариваться, идет на уступки (1);
-предлагает помощь одноклассникам (1).
6. Эмпатия:
-радуется успехам одноклассников, переживает за неудачи (1);
-может дать оценку поступкам других ребят (1);
-проявляет доброжелательность в общении (1).
Общий балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого (средн. знач.)
Интерпретация результатов диагностики социально-коммуникативных навыков обучающихся (баллы суммируются):
Высокий уровень: результат 13-15 баллов свидетельствует о довольно высоком уровне социально-коммуникативных навыков у ребенка навыков: знает своих одноклассников, обращается к ним с просьбами, предлагает помощь, может сопереживать с ними успехи и неудачи, инициирует самостоятельную коллективную деятельность среди сверстников, не создает конфликтных ситуаций.
Средний уровень: Общий результат 9-12 баллов свидетельствует о частичной сформированности навыков общения в кругу сверстников: ребенок проявляет активность в контактах со сверстниками, но контакты не всегда продуктивны, поддерживает инициативу других детей, но не может организовать деятельность сам, не всегда демонстрирует верную реакцию в спорной ситуации или когда необходима помощь.
Низкий уровень: Общий результат 8 и менее баллов свидетельствует о отсутствии у ребенка навыков сотрудничества, конструктивных умений общения в коллективе, малом интересе к взаимодействию с другими детьми.
Приложение 2
Общие выводы по мониторингу социально-коммуникативных навыков обучающихся:
На начало учебного года все 9 обучающихся (100%) показали низкий уровень развития социально-коммуникативных навыков, у многие затруднялись назвать (показать) одноклассников, путали их имена. Некоторые дети не вступали в контакт с другими ребятами в классе, остальные привлекали к себе внимание простыми манипулятивными играми с предметами, либо просто бегали друг за другом, не устанавливая определенных правил. Дети не хотели делится игрушками друг с другом, отнимали их у других, иногда ситуации переходили в конфликты. При неуспехах или, наоборот, позитивных событиях у одного из ребят многие демонстрировали нейтральные реакции.
В мае проведена повторная диагностика, по результатам которой можно говорить о положительной динамике развития социально-коммуникативных навыков обучающихся. Шестеро детей продемонстрировали средний уровень развития диагностируемых показателей. В целом дети стали активнее вступать в контакт друг с другом, конфликтность в общении практически отсутствует. Ребята стали обращать внимания на успехи других, радоваться вместе с ними, так же сопереживая друг другу при неудачах. Большинство обучающихся стараются соблюдать правила игр-упражнений на переменах. Двоим обучающимся недоступно самостоятельное участие в каких-либо коллективных игр без помощи со стороны взрослого в силу психофизических особенностей.
Фотоотчет