Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ТНР (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Фёдорова Ольга Сергеевна
воспитатель
МДОУ - детский сад № 44 "Колокольчик", г. о. Серпухов

Я работаю в группе для детей с ТНР. К сожалению, по статистике, детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше и больше, поэтому проблемы обучения и воспитания их очень актуальны. Я хочу рассказать о своем опыте работы по развитию и формированию моторных функций у детей со сложными сочетанными дефектами.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речи. Это основное условие успешного обучения ребенка в школе. Поскольку речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, т.к. она имеет деятельный характер и является ведущим средством и формой общения.

По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, страдает раннее моторное развитие, что приводит к задержке речевого и интеллектуального развития.

В нашей группе воспитываются и обучаются дети со сложными сочетанными дефектами.

Наряду
с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития
у детей
с ТНР,
в достаточно большем проценте случаев имеется отставание
в психомоторном развитии.
У многих детей
с ТНР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений
и нарушений тонкой моторики. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.

Характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться
и проявления инертности -
в этом случае ребенок
с трудом переключается
с одного задания на другое. Также
у них недостаточно сформирована способность
к произвольной регуляции деятельности
и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием.
У детей
с ТНР зрение
и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

Работать с такими детьми очень сложно, всё то, что дети с нормой усваивают хорошо и в короткие сроки, нашим детям даётся с большим трудом. Формирование любого навыка учебного или бытового требует много времени и усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка. Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ТНР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Давно научно доказано связь, которая существует между развитием мелкой моторики и речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ТНР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Так как эти нарушения носят сильный и стойкий характер, соответственно требуется больше времени для её компенсации. Поэтому работе над этим разделом я уделяю особое внимание.

В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психоречевого развития. Такие специалисты как Жукова, Мастюкова, Филичева, Кузьмина, Рождественская, Лопатина подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.

В своей работе я использую традиционные методы в сочетании с новаторскими разработками.

Это и разнообразные игры и упражнения, игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.

Развитию ручной моторики способствуют также:

занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; нанизывание бус, бисероплетение; выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук (самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.)

Так же использую современные кинезиологические методики, направленные на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. (кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.) кинезиология уходит своими корнями глубоко в древность и тесно связана с многими философскими течениями (Китай – Конфуций, Греция – Гиппократ). Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы Бехтерева, Леонтьева, Лурия, Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции ВНД, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Виды упражнений очень разнообразны. Например:

- Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

- Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.

«Звонок» - на столе перед ребенком настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

- Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. (Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой затем обеими руками вместе). Помимо кинезиологических упражнений используются и другие виды работ.

- Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

1. Графические работы.

2. Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:

3. - обводке контуров, лекал;

4. - воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

5. -штриховке в разных направлениях;

6. - дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

7. -раскрашивании картинок;

8. -соединении точек, нанесенных на листе бумаги. физические упражнения (физкультурные занятия). Всё необходимое оборудование в группе имеется.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ТНР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. “Известно, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с связано также с незрелостью регулирующей функции речи (В.И. Лубовский, 1978). Все это и побудило нас к регулярному проведению работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Я расскажу вам об одном дне жизни нашей группы.

1. В течение дня детям несколько раз приходится одеваться и раздеваться (это и сборы на прогулку и подготовка к дневному сну). В группе созданы и постоянно задействованы специально созданные тренажёры (застегни пуговицу, непослушный шнурок, злючка-липучка, быстрая молния). Наличие пуговиц, крючков, застёжек молний, шнурков вызывает у детей немалые затруднения. Мы никогда не торопим детей, стараемся объяснить и помочь. Но в тоже время и требуем от детей самостоятельности. Ежедневные тренировки такого рода – дают свои результаты, дети начинают справляться со своими пуговицами и шнурками.

2. Гигиенические процедуры (мытьё рук, умывание) также неоднократно повторяются в режиме дня, и также способствуют развитию мелкой моторики рук. Круговые движения кистей рук во время намыливания благоприятно влияют на межполушарные связи, и усиливают компенсаторные возможности здоровых клеток коры головного мозга.

3. Во время приёма пищи, в процессе обучения правилам пользования столовыми приборами мы продолжаем развивать мелкую моторику.

4. Любое из фронтальных, подгрупповых или индивидуальных занятий с педагогами предполагает наличие упражнений и игр на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

К методическим особенностям построения занятия мы отнесли:

· преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;

· обязательное использование музыки;

· постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

· включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений.

5. На прогулке я использую различные игры с камешками, песком, с подручным и природным материалом, способствующим развитию сенсорики, тактильных ощущений и, конечно же, мелкой моторики.

6. После дневного сна дети принимают воздушные ванны и выполняют несложные, общеукрепляющие физические упражнения.

7. Вечерние коррекционные занятия включают в себя игры и упражнения, пальчиковую гимнастику, использование различных видов театров, развитие графических навыков, подготовка руки к письму (для этого используются различные прописи, шаблоны, трафареты).

8. Во время свободной игровой деятельности детей я наблюдаю и отмечаю, как закрепляются у детей полученные навыки. По мере необходимости вмешиваюсь в процесс и корригирую его.

9. Но работы только в детском саду, будет недостаточно, поэтому я поддерживаю тесную связь с семьями своих воспитанников, веду большую работу по педагогическому просвещению родителей. Постоянно пополняю родительский уголок рекомендациями по развитию мелкой моторики. Провожу мастер – классы для мам и пап. И порой оказывается, что даже взрослому человеку бывает трудно выполнять упражнения.

Развитие мелкой моторики это всего лишь часть огромного комплекса мероприятий по развитию моторики общей.

Мы заметили, что как только эта работа стала внедряться в жизнь, дети стали меньше болеть, коррегируются эмоционально – волевые процессы, развивается моторика – соответственно речь. Благодаря системе работы, осуществляемой в нашем детском саду, наши выпускники идут учиться в массовые школы, и показывают неплохие результаты в усвоении учебных знаний. Это радует меня, потому что в этом есть и моя заслуга.