воспитатель
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" Детский сад № 194 "Капитошка", г. о. Тольятти
Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из главных задач, которая стоит перед педагогом. Какова же его роль в этом? Как он может решить эту задачу?
Во-первых, сам педагог должен быть патриотом, искренне и по настоящему любить свою Родину. Это очень важно. Личный пример – это один из самых результативных приемов воспитания.
Во-вторых, патриотизм – тема непростая и многогранная. Поэтому педагог должен знать и учитывать возрастные особенности дошкольников и четко понимать, какое содержание им будет доступно в каждом возрасте.
Каково же содержание работы по патриотическому воспитанию в младшем возрасте? Это семья, детский сад. В среднем возрасте – родная улица, родной город. В старшем возрасте добавляются страна, столица, государственная символика.
Конечно, работа с детьми ведется в определенной последовательности, от близкого окружения к более далекому, от более простого к более сложному: семья - детский сад - родная улица - родной город - страна, столица, символика.
Следующий момент, который я хотела бы обозначить: педагогу нужно отобрать методы и приемы, с помощью которых он решит задачи патриотического воспитания. Это и чтение художественной литературы, и прослушивание музыкальных произведений, беседы с детьми, организация выставок, посещение музеев, экскурсии, наблюдения в природе, проведение тематических праздников, организация продуктивной и игровой деятельности.
Четвертый момент, на котором бы мне хотелось остановиться: для решения задач патриотического воспитания необходима разнообразная развивающая предметно-пространственная среда. Это могут быть дидактические игры, картины, фотоальбомы, портреты, тематические альбомы, карта, глобус, гербарий, схемы (например, квартала), шаблоны для деятельности (например, "Дерево моей семьи") и т.д.
И последний важный момент: какой бы ни был педагог профессионал, но без родителей очень сложно решить любую образовательную задачу. Поэтому педагогу необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс, в процесс патриотического воспитания своих детей.
Это могут быть:
- и совместные праздники (например, ко Дню защитника Отечества);
- консультации – индивидуальные и групповые, очные и дистантные с использованием современных технических средств;
- участие в конкурсах (таких, как "Хоровод дружбы", "Герб моей семьи", «Золотая нить традиций»);
- проектная деятельность (например, оформление альбомов "Путешествие по России" о городах, где побывали всей семьей).
Таким образом, для решения задачи патриотического воспитания дошкольников педагог сам должен любить Родину, учитывать возрастные особенности детей, понимать содержание работы, использовать разнообразные методы и приемы, создавать развивающую предметно-пространственную среду и активно привлекать родителей.