Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Грибанова Оксана Павловна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия № 33»,
г. Улан-Удэ
Использование элементов предметно-развивающей среды для формирования познавательных УУД
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет сформированность у современного человека познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Я не буду подробно останавливаться на познавательных УУД, напомню, что познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
·           самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
·           поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
·           структурирование знаний;
·           осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
·           выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·           рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
·           смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
·           постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
·           моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно - графическая или знаково-символическая);
·           преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действи:
·           анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
·           синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·           выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
·           подведение под понятие, выведение следствий;
·           установление причинно-следственных связей;
·           построение логической цепи рассуждений;
·           доказательство;
·           выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
·           формулирование проблемы;
·           самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
·           Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
·           Приобретение знаний о способе выполнения действия.
·           Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
·           Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Разумеется, познавательные УУД формируются в результате ежедневной планомерной учебной деятельности благодаря особому построению урока, современным образовательным технологиям, методам и приемам. Я бы хотела остановиться на том, как я формирую познавательные УУД средствами сложившейся в нашей школе предметно-развивающей среды.
1. Компьютер и ИКТ-технологии.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. В данное время это один из наиболее распространенных и доступных средств обучения. К сожалению, многие дети компьютер используют как для развлечений и общений, однако мы должны стремиться к тому, чтобы компьютер и интернет в полной мере реализовали свои образовательные возможности.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
·           активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
·           достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
·           развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
·           снижению дидактических затруднений у учащихся;
·           повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
·           приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
1. На уроках окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ использую виртуальные экскурсии, что позволяет детям реально представить изучаемые объекты. Может использоваться такие ресурсы - http://www.airpano.ru, http://www.panotours.ru
·           Виртуальные экскурсии – 3D-панорамные съемки, которые позволяют рассмотреть объекты со всех сторон, создавая эффект присутствия. Они позволяют самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); и многие другие ууд.
Использование компьютера при создании мультимедийных проектов
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся, которая имеет огромный потенциал для развития познавательных УУД. Во-первых, тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин, но реально его выполнение затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, историю и ряд других в зависимости от темы.
Таким образом, использование информационных технологий в проектной деятельности помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
·           облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
·           возбуждает живой интерес к предмету познания;
·           расширяет общий кругозор обучающихся;
·           возрастает уровень использования наглядности на уроке;
·           повышает интерес, успеваемость, качество знаний;
·           идет более полное усвоение учебного материала;
·           идет овладение умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
·           формирует умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
Виртуальные лаборатории.
Мои дети с успехом используют виртуальные лаборатории для исследовательской деятельности. Исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать условиям:
- стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
- всегда определять место изучаемого в системе известного.
Они учатся самостоятельно подключать датчики освещенности, температуры, электронный микроскоп. Полученные данные заносят в таблицы, составляют схемы, диаграммы, заполняют табличные и графические формы фиксации результатов. Ребята учатся обрабатывать и интерпретировать полученные данные, отслеживать изменения данных, находить наибольший и наименьший показатель и т.п., учатся вести наблюдения, анализировать информацию, строить умозаключения.
1.       Датчик температуры исследуемой среды (–25...+110°С)
2.       Датчик температуры окружающей среды (–10...+50 °С)
3.       Микрофонный датчик (58–93 дБ)
4.       Датчик расстояния (0,4–10 м)
5.       Датчик частоты сердечных сокращений (0–200 уд/мин)
6.       Датчик освещенности (0–55 000 лк)
Я использую для работы УМК «Начальная школа 21 века». Предусмотрено электронное сопровождение к урокам по этой программе, которое мы активно используем. также есть электронные версии учебников. В рамках урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании познавательных УУД, заключающихся в:
·           способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
·           готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
·           способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
·           способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
·           готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
·           понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
Отработка навыков и осуществление контроля посредством ИКТ
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Все мои дети зарегистрированы в системе Веб-грамотей, на платформах «Яндекс-учебник», «Я-класс», «Учи.ру»
Учитель формирует упражнение для класса: выбирает правила или темы для отработки, дату выполнения, указывает количество заданий (слов или примеров), придумывает название.
За одно и то же время учащиеся отрабатывают в тренажёре втрое больше заданий, чем в тетради
Автоматическая и своевременная работа над ошибками обеспечивает быстрое усвоение материала
Готовый результат домашнего задания экономит время учителя на проверке тетрадей
Веб – квест в образовании – это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры. Для выполнения веб-квеста используется информация из Интернета. Важнейшей особенностью является то, что небольшая часть или вся информация для работы с ним в группе и самостоятельно находится на различных веб-сайтах.
Веб – квесты делятся на два типа: для кратковременной (задания рассчитаны на 1-3 занятия) и для длительной работы (задания, которые рассчитаны на достаточно длительный срок – на четверть или весь учебный год).
Выполняя веб-квест, у учащихся развивается критическое мышление, они решают сложные проблемы на основе соответствующей информации и анализа обстоятельств, формируется умение самостоятельного принятия решений, умение брать на себя ответственность за их реализацию. Учащийся сам анализирует каждый свой шаг, ищет причины возникающих проблем, а также находит пути исправления ошибок. Ребенок может сам выбрать способ деятельности, выдвижения предположений, гипотез. Чувство свободы выбора помогает приобрести характер сознательной, осмысленной, продуктивной и более результативной деятельности. При использовании образовательных Веб-квестов существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным Веб-квестом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.
Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приѐмов мыслительной деятельности, среда Перволого помогает решать задачи, стоящие перед пропедевтическим курсом информатики. Это формирование у детей основ информационной культуры и формирование алгоритмического стиля мышления. Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Для формирования познавательных ууд младших школьников мы используем различные развивающие и творческие проекты Интернета. Примером может служить ряд замечательных мониторинговых конкурсов для определения уровня сформированности познавательных ууд: проект ЭМУ; олимпиада «Эрудиты планеты», целями которых являются раскрытие интеллектуального потенциала ее участников, развитие их творческих способностей. Это и он-лайн олимпиады - Олимпиада дино, Русский с Пушкиным, математическая олимпиада Плюс.
Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им, возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно, с соблюдением эргономических требований. За компьютером дети находятся не более 15 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. Для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз, релаксационные и динамические паузы.
С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников все многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.
2. Средствами оборудования в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Комплекс оборудования позволяет реализовать деятельностный подход через практическую деятельность ребят. Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Палитра - универсальное пособие для работы с последующей самопроверкой. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.
Многоразовые планшеты с маркерами. позволяют осуществлять обратную связь,
3. Чтение и работа с информацией – ключевое познавательное УУД. Оно включает в себя следующие аспекты: поиск и извлечение информации, получение и понимание информации, представление и применение информации.
«Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителейс целью повышения читательской грамотности ученики
Ребята выписывают трудные слова, рассказывают о лексическом значении слов, выражений, подбирают синонимы. Читают текст разными способами: индивидуально, по цепочке, по ролям. Работая в мини-группах, презентуют прочитанный материал в форме сценок, стихотворений, рекламы, объявлений, дискуссий, ролевых игр. Работа проходит как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
Первоклассная газета формирует такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся могут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Они получают первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Для отслеживания сформированности познавательных УУД я использую «Комплексные работы». Каждая работа состоит из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно-оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Задания обеспечивают возможность формирования у младших школьников метапредметных результатов образования. Выполняя задания, ребята учатся быть инициативными и творческими, практичными и самостоятельными.
Июль 2021