воспитатель
ГБОУ прогимназия № 130 г. Санкт-Петербурга
Актуальность проекта.
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Но, к сожалению, в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения; здоровый образ жизни, пока не занимает первого места в нашем обществе. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь? Ребёнок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? - это только небольшая часть вопросов, которые задаёт ребёнок, а ответить самостоятельно на них не может. Если мы познакомим детей со строением собственного организма и научим с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять, заботиться о своём здоровье; если родители личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Цель проекта:
Расширить представления воспитанников о своём организме, его строении, основных частях, их назначении. Познакомить с основными функциями органов тела человека, правилах ухода за ними, навыках личной гигиены, содействующих укреплению и сохранению здоровья, своих физических возможностях. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
* Познакомить детей с внутренним строением человеческого организма и назначении внутренних органов.
* Формировать представление о ценностях человеческой жизни, о болезнях человека, о том, что вредно, а что полезно для организма.
* Объяснить взаимосвязь - здоровье человека зависит от здоровья тела.
* Воспитывать интерес к изучению своего тела, уходу за ним, навыкам оказания элементарной помощи. Применять полученные навыки на практике.
* Заинтересовать детей в бережном и заботливом отношении к собственному здоровью, здоровью других людей, потребности в здоровом образе жизни.
* Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Предполагаемый результат:
• У детей сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях.
• Дети получили первичные сведения о некоторых внутренних органах (желудок, кишечник, сердце, лёгкие, мозг).
• Приобретены простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. Умеют заботиться о своём здоровье.
• Различают понятия «части тела», «орган», «вредные» и «полезные» продукты.
• Знают пословицы, поговорки, стихотворения, загадки о здоровье.
• Родители заинтересованы данной проблемой, сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Анкетирование родителей.
• Подбор научно- популярной, художественной и познавательной литературы.
• Подбор иллюстрированного материала, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок.
• Подбор дидактических игр, пособий, игровых тренингов, гимнастик.
• Самообразование воспитателей и родителей по теме.
• Статьи в родительском уголке «Здоровье — главное богатство»
• Введение детей в проблему, активизируя интерес к ней.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий на данную тему.
- Беседа «Я и моё здоровье», «Почему люди болеют?» Обсуждение примеров из жизни и правил поведения во время болезни «Заболел – идём к врачу».
- Слушание пьесы П. Чайковского «Болезнь Куклы»
- Просмотр видеоматериала, мультимидийных презентаций по теме проекта. - Беседы о внутреннем строении человека. Рассказ воспитателя «Как работает наш организм и что внутри нас?»
- Беседа о важности личной гигиены для своего здоровья.
- Игры-занятия: «Об удивительных превращениях пищи внутри нас»
«Великий труженик» (сердце), «Главное чудо света» (кровообращение, пищеварение, дыхание), «Суперсоветчик – суперответчик» (мозг)
«Кто помогает тебе быть здоровым».
- Дидактические игры: «Умею – не умею», «Опасно – не опасно», «Что такое хорошо и что такое плохо». «Кто больше знает о себе», «Как органы помогают друг другу», «Видим, слышим, ощущаем», «Мои поступки и здоровье».
- Чтение худ. произвед. С. Михалков: «Чудесные таблетки», «Тридцать шесть и пять», «Грипп» «Прививка». Е. Пермяк «Про нос и язык». - Сюжетно ролевая игра «Больница», «Поликлиника». - Художественно-продуктивная деятельность «Здоровье-это движение», «Фигура человека», «Друзья и враги здоровья». - Исследовательская деятельность «Слух, вкус, обоняние», «Сердцебиение». - Рассматривание схем-таблиц «Пищеварение», «Дыхательная система». - Целевая прогулка «В парк за здоровьем!» - Отгадывание кроссворда на тему: «Как называются наши органы?»
- Отгадывание загадок об организме человека.
- Разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
- Изготовление схем-таблиц для тренингов: самомассаж, гимнастика для глаз.
- Беседа ОБЖ «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
- Закаливающие мероприятия и подвижные игры.
- Физкультурный досуг «В гостях у доктора Айболита»
- Итоговое занятие «Я и моё тело».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Составление правил здорового образа жизни: «Правила Чистюли», «Правила здорового питания», «Правила безопасного дыхания», «Правила здорового сердца», «Безопасное поведение на улице, дома, в детском саду»
• Фотовыставка «Путешествие в страну здоровья» (семейный опыт).
• Составление коллажа «Организм человека».
• Памятка «Секреты здоровья», «Зарядка и Простуда», «Белоснежная улыбка».
Работа с родителями:
* Консультации: «Профилактика инфекционных заболеваний». «Как сохранить своё здоровье и здоровье своего ребёнка». «Вредные привычки взрослых и их влияние на ЗОЖ. Детей».
* Встреча с детским врачом (педиатром).
* Наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит»
* Пропагандирование здорового образа жизни.
Пословицы, поговорки:
Чистота - половина здоровья.
Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Больному и мед горько.
Будь не красен, да здоров.
В здоровом теле - здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Лук с чесноком родные братья.
Тело человека — настоящее чудо.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» Москва «Школьная пресса» 2009 год.
2. Т. А. Шорыгина «Беседа о здоровье» Москва 2007 год.
3. В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников»
4. Г. Зайцев «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».
5. Е. А. Сочеванова» Подвижные игры с бегом» С-Пб «Детство-пресс 2009 год.
6. Т. А. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Детство -пресс 2010 год.
7. Н. Н. Авдеева «Безопасность».
8. Н. С. Голицына, С. В. Люзина, Е. Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников».