Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Курбатова Ю.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (БИЛИНГВИЗМ) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Курбатова Юлия Викторовна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ивано-Лисичанская средняя общеобразовательная школа", Белгородская область, Грайворонский район, с. Ивановская Лисица

Библиографическое описание: Курбатова Ю.В. Развитие творческой активности учащихся с ОВЗ (билингвизм) на уроках изобразительной деятельности и технологии через применение различных видов декоративно-прикладного искусства // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Работая в сельской школе, я следую правилу: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть школьникам свои таланты, способствовать развитию личностного роста, достигать метапредметных и предметных результатов должны мы, педагоги. В непривычных условиях оказываются учителя начальных классов, когда и в не менее непривычных условиях оказались и одноклассники, говорящие на разных языках и сама Я. Закрывать глаза на эту проблему нельзя.

В связи с этим я оказалась в непривычных условиях, когда в класс пришел ребенок ОВЗ (билингвизм) с поставленным МПМК диагнозом 5.1, которого приходится учить не только писать, но и говорить на русском языке. Дети с ОВЗ несамостоятельны, они постоянно нуждаются в поддержке помощи со стороны взрослого, они лишены обширных контактов и не имеют того опыта от других сверстников, который имеют обычные дети. Эти дети имеют ряд ограничений в различных видах деятельности. Их возможности приобретения навыков и мотивация к различным видам деятельности сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (боязливость, тревога, страх и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Часто они не могут выразить свои переживания и страхи, например, в игре, как это происходит у обычных детей, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.

В начале работы были изучены теоретические аспекты заболевания «билингвизм», теоретические основы творческой активности, проблеме развития творческой активности у детей с ОВЗ, в точности с билингвизмом, познакомились с методами и приемами работы по его формированию в начальной школе, а также определили для себя возможности использования различных видов декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности и технологии по обозначенной проблеме.

О билингвизме сегодня говорят очень много. И надо сказать, эта тема достойна столь пристального внимания. Изучением этого явления занимались различные ученые (лингвисты, психологи, психолингвисты, методисты), например: Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, У. Вайнрайх, Х.З. Багироков и др.

Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: bi – «двойной» и «lingua» - язык»). Таким образом, билингвизм – это способность владения двумя языками, причем степень владения тем или иным языком может быть весьма различной. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух языках.

Различают следующие виды билингвизма:

1. В зависимости от ситуации:

- национальный билингвизм (употребление нескольких языков в определенном сообществе);

- индивидуальный билингвизм (выбор языка для индивида диктуется конкретной ситуацией);

- естественный (бытовой (встречается, в основном, у детей от смешанных браков или в семьях эмигрантов, возникает без видимых усилий благодаря языковому окружению (в т. ч. радио и телевидению) и богатой языковой практике, без осознания специфики языка.);

- искусственный (учебный (напротив, характеризуется тем, что знание языка приобретается посредством осознанных действий, включая понимание и применение на практике особенностей языковой системы).

2. Согласно возрастным периодам билингвизм имеет следующее разделение:

- ранний, обусловленный пребыванием и жизнедеятельностью в двуязычной культурной среде;

- поздний, при котором овладение вторым языком происходит в старшем возрасте, после овладения родным языком.

3. С точки зрения степени владения языками и количества речевых действий различают следующие виды билингвизма:

- рецептивный (воспринимающий) понимание иностранных текстов и речи без умений говорить и писать.

- репродуктивный (воспроизводственный) билингвизм позволяет билингву не только воспринимать (пересказывать) тексты на иностранном языке, но и воспроизводить прочитанное и услышанное.

- продуктивный (порождающий) билингвизм позволяет билингву понимать и продуцировать иностранные тексты, а также создавать их.

Мозг билингвов развит лучше, чем мозг людей, говорящих на одном языке. Это означает, что они лучше усваивают информацию, имеют больший объем памяти и обладают более совершенным аналитическим мышлением.

Билингвизм развивает творческие способности. Благодаря изучению двух языков с разной структурой и логической организацией у двуязычных людей формируется более креативный взгляд на мир. Человек, в одинаковой степени владеющий двумя языками, способен более полно видеть проблему и находить нестандартные выходы из ситуаций. Есть данные, свидетельствующие, что у билингвов лучше развиты оба полушария мозга и межполушарные связи, а значит, они имеют хорошие способности к рисованию, музыке и к переводческой деятельности.

В истории педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, В.А.Фаворский, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

Творческая деятельность у детей с ОВЗ и у детей в норме имеет большое количество отличий. У детей в норме большинство процессов развития идут в соответствии с возрастом, поэтому происходит всестороннее, гармоничное развитие личности. Детям же с ОВЗ необходима стимулирующая, направляющая, развивающая помощь, как для общего развития, так и для развития творческих способностей в частности.

Развитие творческой деятельности осуществляется как во внеучебной деятельности детей, так и на всех уроках в образовательной организации. Наиболее полно и целенаправленно развитие творческой деятельности осуществляется на уроках изобразительной деятельности и ручного труда. Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность включает в себя следующие разделы - лепка, аппликация, рисование и конструирование.

Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в нем раскрываются особенности воображения, эмоционально-волевой сферы, мышления. Так же как игра, рисунок позволяет более глубоко осмыслить интересные для ребенка сюжеты. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. Как отмечают ученые, при рисовании в работу включаются двигательные, зрительные, мускульно-осязаемые анализаторы. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности эмоционально-волевой сферы, воображения, мышления. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая внимание и память, мелкую моторику и речь, приручая ребенка анализировать и думать, сравнивать и соизмерять, воображать и сочинять.

Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций.

Наряду с изобразительной деятельностью, большое значение для развития детей с ОВЗ имеет трудовое обучение. Трудовое обучение в начальных классах школы является первой ступенью политехнического обучения детей. Первые трудовые навыки являются очень прочными и обычно остаются у человека на всю жизнь. С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности. Это можно наблюдать, сравнивая школьников I и II классов.

Во II классе кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более сложные трудовые действия, цели и мотивы труда становятся глубже и шире.

Учеников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности, интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для себя, для личного пользования. Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что трудовая деятельность создает наиболее благоприятные условия для познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает много нового. В процессе труда возрастает активность обучающихся, воспитываются новые черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной деятельности.

Исходя из выше сказанного можно сказать, что занятия трудовой и изобразительной деятельностью очень важны для развития как нормально развивающихся детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-билингвистов. Изобразительная и трудовая деятельность обеспечивают развитие представления, воображения, мышления, внимания, и других функций, которые тесно связаны с творческими способностями обучающихся. Если же уроки изобразительной деятельности и труда проходят в процессе включения обучающегося в общеобразовательную организацию, т.е., в процессе инклюзии, то высока вероятность того, что развитие творческих способностей у детей с ОВЗ будет проходить значительно успешнее и быстрее, т.к., у ребенка с ОВЗ будет стимул – стремиться за другими, окружающими его детьми. При развитии творческих способностей детей с ОВЗ (билингвизм) на уроках была поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях труда и изобразительного искусства. При проведении занятий используются игры, стихи, сказки, загадки, музыка, одновременно осуществляется развитие речи и лингвистическое мышление ребенка, проводятся выездные мероприятия.

В конце урока стало доброй традицией проводить творческие выставки детских работ.

Занятия прикладным творчеством на уроках технологии и изобразительного искусства направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ (билингвизм). Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования пластилином, экспериментирование различных художественных материалов, работы из природного материала (семян, крупы, опилок, стружки, скорлупы и т.д.), дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, спичек. На занятиях идет обобщение наколенного детьми умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»). Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, на групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы из гипса получаются даже у тех детей, которые не проявляет особых способностей к прикладному творчеству. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А. Коменский).

Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Сказочные персонажи», «Цветы», «Птицы», «Лубочные картинки», «Парусники».

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, папье-маше, декупаж, формовка, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Изображение природы через детали», «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.

Доступная для детей техника - печати. Гравюры по аппликации применяют при выполнении работ: «Скатерть самобранка», «Салфетки», «Платье для мамы», «Елочные игрушки». Техника выполнения известна детям с начальной школы. Гравюра по аппликации - это начальный этап овладения другими видами гравюры.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Для развития мелкой моторики выполняются работы по изготовлению бус, разнообразие материала позволяет сделать эту работу интересней: каштаны, ракушки, речные камушки, пуговицы, бусины, бисер, горошины из ткани. Игровой и незабываемый мир творческой фантазии залог хорошего настроения.

Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит техника изготовление изделий из пластилина. Дети выполняют работы: «Рамка для фотографий», «Натюрморт», «Тарелочка», «Объемные фигурки». При использовании этой техники дети осваивают навык работы с материалом и цветом, получают красивую фактуру, раскрашивают с множеством оттенков. В этой работе много возможностей для художественного развития и формирования общетрудовых умений и навыков.

Рисование красками. Начав рисовать ими, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного, но простота материала позволяет добиться прозрачности и создать интересные эффекты. В работе используются раскраски, детям необходимо выбрать эскиз, с помощью копировальной бумаги перевести рисунок, а потом раскрасить узор или предмет. В этой технике выполняют работы: «Цветы», «Птицы», «Растительный орнамент».

Ручное тиснение по фольге – техника похожа на чеканку. Художественная обработка металла известна с древних времен. Детям интересно знакомится с работами мастеров. Выполняя эскиз композиции, ребята переводят контур рисунка, который четко отпечатывается на фольге. Далее выполняется тиснение и специальная заливка материала. Небольшой барельеф можно наклеить на картон и поместить в рамку. Аккуратно выполненная работа может быть украшением интерьера или отличным подарком.

На групповых занятиях дети знакомятся с техникой создания картин из пряжи, вязаных цепочек, выполняют нитевое плетение «Солнечное кружево», вышивают изонить – техника, которая была изобретена в 17 веке английскими ткачами. Применяют при выполнении таких тем, как «Натюрморт», «Город», «Цветок», «Создание декоративной работы в материале». При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно.

Парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками. Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. Использование парафиновой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фактуры, передачи сложных явлений природы. Для детей интересно рисовать мелками на бархате, создавать картинки из мыльных пузырей, рисовать ладошками.

Решение основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в их деятельности элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, можно совершенствовать свое мастерство бесконечно.

Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Таким образом, правильно организованная трудовая и изобразительная деятельность способствует развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.